Скачать презентацию по биологии на тему память. Память человека и способы ее улучшения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Память. Диагностика и развитие памяти

Задачи: Понять, что такое память. Изучить свойства памяти. Определить виды своей памяти. Определить объём памяти. Узнать, как можно развивать свою память.

Память- психический процесс Запоминания Сохранения Воспроизведения прошлого опыта

Запоминание Механическое Осмысленное Непроизвольное Произвольное

Сохранение Сенсорная память Кратковременная память Долговременная память

Воспроизведение Непроизвольное воспоминание Произвольное воспоминание

Свойства памяти объём прочность точность организованность

Виды памяти Двигательная память Эмоциональная память Образная(зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая) Словесно-логическая

Диагностика слуховой памяти «10 слов» дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти подросток должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.

Диагностика смысловой памяти «Пары слов» шум - вода дуб - желудь стол - обед дичь - выстрел мост - река рой - пчела рубль - копейка час - время лес - медведь гвоздь - доска

Пары слов Шум Стол Мост Рубль лес Дуб Дичь Рой Час гвоздь

Определение объёма памяти

Тренировка памяти Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать и влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего. Он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь отошел, первый слез с дерева и смеется. «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?» «Он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

Запишите как можно больше слов на темы: Школа Спорт Музыка Искусство Книга

Повторите скороговорку Карл у Клары украл корралы, а Клара у Карла украла кларнет. Я вокруг погреба хожу. Все про погреб говорю. Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Пошла Поля полоть в поле, да все поле не переполоть Поле.

Напишите рассказ Поляна Колесо Чашка Ведро Нора Лупа Весы Экскаватор Листья Овраг

Гибкость памяти 1.Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… 2.По улицам слона водили… 3.По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит…. 4.У лукоморья дуб зеленый… 5.В доме восемь дробь один У заставы Ильича…

Правила запоминания Относится к предмету не безразлично, а с интересом. Старайтесь понять смысл материала. Выделите главное, что нужно запомнить. Систематически повторяйте и воспроизводите материал

«Повторение – мать учения» Что запоминается быстро, то очень быстро и уходит из памяти. Целесообразнее всего запоминать материал под вечер, а повторять его на следующее утро.

ПАМЯТЬ самое ценное, что есть у человека. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.Поэтому постоянно пополняйте свою шкатулочку новыми знаниями и умениями.


Слайд 2

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Слайд 3

Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Слайд 4

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Слайд 5

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: 1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. 2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) Механическое дословное многократное повторение работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

Слайд 6

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.) Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация.

Слайд 7

Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память.

Слайд 8

Как улучшить память

Читайте книги. На качество памяти большое влияние оказывает то, чему мы уделяем больше времени – просмотру телевизора или чтению книг. Понятно, что не в пользу телевидения все складывается, тут мы пассивны. А во время чтения книг мы включаем моторную и зрительную память, отделы мозга, контролирующие ассоциативное, абстрактное и логическое мышление.)

Слайд 9

2) Высыпайтесь. Во время сна мозг оценивает произошедшее за день и решает, что из этого оставить в памяти. Нарушенный сон влияет на способность нормально выстраивать запоминания.

Слайд 10

3)Ходите с закрытыми глазами Лоуренс Катц, профессор из США, разработал упражнения, которые называют нейробикой или фитнесом для мозга. Если вам предстоит многое запомнить или выучить наизусть, сначала выполните привычные для вас действия (например, примите душ, оденьтесь, приведите себя в порядок) с закрытыми глазами. Чем активнее клетки мозга, тем больше они выделяют вещество нейтрофин, который обеспечивает жизнедеятельность мозга.

Посмотреть все слайды

Слайд 2

Цель урока

Систематизация полученных в процессе знакомства со специальной литературой знаний, позволяющих улучшить способности памяти Задачи: познакомиться с механизмом памяти, что позволит грамотно регулировать процессы запоминания установить нормы гигиены и питания, способствующие улучшению памяти Овладеть приёмами мнемотехники для развития памяти

Слайд 3

Изучение нового материала

Нередко многие из вас, ребята, жалуются на плохую память, которая подводит в изучении школьных предметов, и завидуют своим одноклассникам, обладающим хорошей памятью. Ещё из сказаний древней мифологии видна та большая роль, которая отводилась памяти в развитии культуры человечества. Матерью всех муз была богиня памяти Мнемозина (отсюда синоним слова память - мнемоника).

Слайд 4

Экспресс-диагностика.Сколько предметов ты запомнишь за 1 минуту?

  • Слайд 5

    Вывод

    Важно уметь грамотно пользоваться процессами запоминания. Поэтому необходимо познакомиться с сущностью, механизмами и средствами улучшения памяти.

    Слайд 6

    Знакомься: твоя память

    Память - способность мозга сохранять информацию и воспроизводить ее при необходимости спустя какое-то время

    Слайд 7

    Основные процессы памяти

  • Слайд 8

    Виды памяти

  • Слайд 9

    Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения

  • Слайд 10

    Импринтинг

    «Запечатленные» гусята следуют за «мамой» - К. Лоренцем

    Слайд 11

    РЕКОРДЫ ПАМЯТИ

    Александр Македонский Юлий Цезарь Наполеон Академик А.Ф. Иоффе Академик С.А. Чаплыгин

    Слайд 12

    Чтобы сохранить гибкость памяти, следуй заповедям

    Давай больше кислорода крови! Хорошо высыпайся! Не кури, остерегайся алкоголя, некоторых лекарственных средств! Никогда не употребляй наркотики! Веди здоровый образ жизни!

    Слайд 13

    Питание мозга должно быть рациональным!!! фосфор кальций магний глютамин витамины аминокислоты

    Слайд 14

    «Мнемотехника» Вспомни порядок следования цветов в спектре. Ответ. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Вспомни с помощью какого шуточного выражения можно запомнить определение биссектрисы. Ответ. Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. учись запоминать!

    Слайд 15

    «Мнемотехника»

    Запомни величину «пи» (3,1416) с помощью предложения: «Что я знаю о кругах», где количество букв в каждом слове равно соответствующей цифре. Легко запомни формулу воды. «Сапоги мои того, пропускают Н2О». учись запоминать!

    Слайд 16

    Трудно запомнить 7 чудес света? Вот Хеопса пирамида, Вот сады Семирамиды. Потерять боюсь из вида Гида в храме Артемиды. И ещё четыре чуда Долго-долго помнить буду: Виден издали Маяк, Зевс в пустыне восседает, Колосс землю освещает По пути в Галикарнас. 1.Большие египетские пирамиды в Гизе, пирамида Хеопса 2. Хам Артемиды в Эфесе 3. Мавзолей в Галикарнасе 4. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне 5. Статуя Зевса в Олимпе 6. Колосс Родосский 7. Маяк в Александрии Тогда придумайте логические связи!

    Слайд 17

    Порой самая нелепая ассоциация помогает прочному запоминанию Ассоциация – это «крючок, на который подвешен факт» Корова подошла к часам, чтобы посмотреть, успеет ли она закончить садовые работы, унести книги в лесную библиотеку, потом попить чайку, подкрасить свои красивые глаза и идти на сердечное свидание с медвежонком…

    Слайд 18

    Структурирование Схематизация Составление плана ответа УЧИСЬ ЗАПОМИНАТЬ

    Слайд 19

    Не учи до умопомрачения на ночь!!!

  • Слайд 20

    Правила запоминания

    1. Относитесь к запоминаемому предмету с большим эмоциональным интересом 2. Научитесь сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете. 3. Старайтесь понять материал. 4. Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. 5. Повторение, но осмысленное. 6. Выделение основных мыслей, использование иллюстраций, составление планов, схем, таблиц.

    Слайд 21

    Лабораторная работа «Выявление объёма кратковременной памяти»

    Цель: определить объём кратковременной памяти. В течение 1 минуты внимательно прочитайте предложенный текст. В течение 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке Слова: Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт.

    Слайд 22

    Оценка полученных результатов

    Форма отчётности: подсчитайте число написанных слов и оцените каждое слово в 1 балл. 6 и меньше баллов – объём памяти крайне низкий. В этом случае необходимо заниматься регулярными упражнениями по тренировке памяти. При необходимости посоветуйтесь с врачом или психологом. 7 – 12 баллов – объём памяти чуть ниже среднего. Главной причиной слабого запоминания часто является неумение сосредоточиться. 13 – 17 баллов – объём памяти хороший 18 – 21 баллов – Объём кратковременной памяти отличный. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей Свыше 22 баллов – ваша память феноменальна

    Слайд 23

    Старайся не переутомляться Больше бывай на свежем воздухе. Подойдёт любая погода Для этого заведи собаку, она всегда напомнит тебе о прогулке чтобы память не подводила

    Слайд 24

    Старайся избегать употребления в пищу продуктов, богатых холестерином Меньше ешь солёного Чтобы память не подводила

    Слайд 25

    Нашу память можно сравнить с домом, где фундамент составляет природная память, а все остальные конструкции – культурная будь строителем своей памяти!

    Слайд 26

    Старайся не получать травм головы Для этого не участвуй в драках! чтобы память не подводила

    Слайд 27

    ТЫ МОЖЕШЬ ВЛИЯТЬ НА СВОЮ УСПЕШНОСТЬ!!! ЭТОТ ПУТЬ ОТКРЫТ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС!!!

    Слайд 28

    Закрепление.

    Фронтальная беседа: 2. Какие существуют виды памяти? 3. Какие основные правила для запоминания? 4. В чём преимущества осмысленного запоминания перед механическим? 5. Почему материал быстрее забывается, если сразу же не проведена работа по закреплению?

    Слайд 29

    Решение биологических задач

    1. Студентка берёт билет по физике, смотрит на вопросы, в первые минуты понять не может, а в голове стучит стишок из детской передачи, который она услышала по дороге: « медвежонок плюшевый ничего не кушает». Какой вид памяти описан? 2. Лену вызвали к доске. Материал она знала, но в первый момент чуть- чуть замешкалась, и тут началось! Подсказки, множество рук, какие-то выкрики типа: «Да ты что! Это же совсем просто!» Лена так ничего и не смогла ответить. Почему? 3. Павла вызвали к доске. Вопрос был простой: «Строение сустава». В классе тишина. Павел молчит. Учитель спрашивает: «К какому типу соединения относится сустав?». Павел отвечает. Учитель кивает: «Верно». Просит продолжать. Но Павел опять молчит, хотя внешних помех нет. Учитель задаёт наводящие вопросы, Павел отвечает на каждый из них, но потом снова замолкает. В чём причина? Ясно, что он учил материал и знает его. Но почему такие осечки при ответе?

    Слайд 30

    Вывод Резервы памяти безграничны Тот, кто встанет на путь бесконечного внутреннего совершенствования, добьётся всех желаемых результатов Комбинируя возможности «чистой» памяти и мнемотехники, бесспорно, можно сделать память надёжнее

    Слайд 31

    Домашнее задание.

    Стр 180 – 182, выучить записи в тетради. Выполнить задание на стр 212

    Слайд 32

    Итоговая диагностика

    Посмотреть все слайды

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ "ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1 (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЖД» Исследовательская работа на тему: “Мир иллюзии” Выполнена учеником 8 класса Тюкавин Александр Руководитель: Трубачёва Марина Викторовна Котлас, 2015

    Мир Иллюзий Цель нашей исследовательской работы – изучить некоторые виды иллюзий и установить причину их возникновений.

    ИЛЛЮЗИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ Мы воспринимаем окружающее нас как данность: солнечный луч, играющий бликами на поверхности воды, переливы красок осеннего леса, улыбку ребенка... Мы не сомневаемся, что реальный мир именно таков, каким мы его видим. Но так ли это на самом деле? Почему иногда зрение нас подводит? Как мозг человека интерпретирует воспринимаемые объекты? Ответы на эти и многие другие вопросы зрители передачи " Очевидное-невероятное " Морис Эшер «Восхождение и спуск», 1953 г.

    Иллюзорен ли видимый мир?

    Оптические иллюзии Зрительном восприятии лунная иллюзия баннерная слепота физиологии зрения

    Физиологические иллюзии Иллюзии восприятия цвета Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется иррадиацией.

    Восприятие глубины Иллюзии восприятия глубины - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одно-выпуклые (-вогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подзразумеваемого) освещения.

    Восприятие размера Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой. Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам (иллюзия Понцо), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

    Перевёртыши Перевёртыш - вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является « уткозаяц »: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.

    Оптико-геометрические иллюзии Иллюзия Понцо. Иллюзия Понцо-также иллюстрирует искажения восприятия размера. Левый отрезок кажется значительно больше правого. Было предложено множество теорий, объясняющих подобные искажения.

    Мюллера-Лайера Посмотрев на этот рисунок, большинство наблюдателей скажет, что левый отрезок со стрелочками наружу длиннее правого со стрелочками, направленными внутрь. Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина левого отрезка на 25-30% превышает длину правого.

    "Невозможная" лестница Пенроуза Пенроуза Эшера "Восхождение и спуск" хорошо это иллюстрирует. ответьте на вопрос: движется ли человек вверх? Каждый отдельный пролет лестницы говорит нам о том, что он поднимается вверх, однако, пройдя четыре пролета, он оказывается в том же месте, с которого начал свой путь. "Невозможная" лестница не воспринимается как единое целое, поскольку нет согласованности между отдельными ее фрагментами. Раз за разом мы следуем взором за ступеньками, ведущими вверх, пытаясь найти способ решения этой проблемы, и не находим его.

    Иллюзии переработки информации Некоторые иллюзии возникают в связи с переработкой поступающей информации. Человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям

    Подобные иллюзии обусловлены более высоким уровнем обработки информации, когда характер решаемой задачи определяет то, что воспринимает человек в окружающем мире.

    Влияет ли культура на восприятие иллюзий? Как будут восприниматься иллюзии в культурах, где признаки перспективы отличны от западной, где дома и комнаты прямоугольные, дороги длинные с параллельной разметкой?

    Выводы: Иллюзии восприятия цвета происходят тогда, когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и темных областей. В этом случае свет от ярко освещенных участков как бы перетекает на темные участки. Это явление называется иррадиацией. Восприятие глубины зависит от направления (реального или подразумеваемого) освещения. Восприятие размера (геометрические иллюзии) зависит от характера фона изображения. Восприятие движения зависит от информации об изменении формы объекта. В случае, когда нет однозначной информации об изменении формы объекта, то зрительная система трактует увеличение сетчаточного изображения, как приближение объекта, а не как увеличение его размеров. Этот феномен называется лумингом. Иллюзии переработки информации возникают в связи с тем, что человек иногда видит мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким хотел бы его увидеть, поддаваясь сформированным привычкам, потаенным мечтам или страстным желаниям. Он ищет нужную форму, цвет или другое отличительное качество объекта среди представленных во внешнем мире. Это свойство избирательности называется феноменом перцептивной готовности. Физические иллюзии возникают на основе законов физики.

    Мы пришли выводу, что в основе восприятия лежат врожденные зрительные реакции, связанные с физиологическими механизмами зрительных систем. Ищите иллюзии вокруг, и вы больше узнаете о себе!


    Память человека и способы ее улучшения

    Исполнитель: учащаяся 10 класса

    Самочернова Александра Евгеньевна

    Научный руководитель:

    Пашаева Екатерина Леонидовна,

    МБОУ СОШ №90, учитель биологии

    Г. Нижний Тагил


    Цель: изучить механизмы памяти и способы ее улучшения.

    Задачи:

    1. Изучить механизмы памяти;

    2. Классифицировать виды памяти;

    3. Выделить способы улучшения памяти человека.

    Методы:

    Эмпирические: изучение литературы, тестирование;

    Теоретические: логические методы познания.


    Объект: память человека.

    Предмет: способы улучшения памяти человека.

    Гипотеза: при применении различных способов по развитию памяти, ее можно улучшить.

    Актуальность: тема актуальна, так как память - один из самых сложных и достаточно изученных процессов включающий фазы запечатления, хранения и извлечение поступающей информации.


    Память - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, воспроизведению опыта и информации.


    • Объем;
    • Быстрота (запоминания и воспроизведения);
    • Точность;
    • Длительность;
    • Готовность к воспроизведению

    • по сенсорной модальности - зрительная, моторная, звуковая, вкусовая память, болевая;
    • по содержанию - образная, моторная, эмоциональная;
    • по организации запоминания - эпизодическая, семантическая, процедурная;
    • по временным характеристикам - долговременная, кратковременная, ультра кратковременная;
    • по наличию цели - произвольная и непроизвольная;
    • по наличию средств - опосредованная и не опосредованная;
    • по уровню развития - моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая

    Механизмы памяти:

    1. Запоминание

    2. Сохранение

    3. Воспроизведение

    • Узнавание
    • Припоминание
    • Репродукция

    4. Забывание


    Нарушения памяти:

    Амнезия - заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях.

    Гипомнезия - врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление памяти.

    Гипермнезия - повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации.

    Парамнезия - обманы памяти, « ложные воспоминания ». Чаще всего под парамнезией понимают расстройства памяти , при которых происходящее в данный момент кажется знакомым, уже пережитым когда-то.


    • «Мышление образами»
    • «Пары слов»
    • «Список слов»
    • «Запоминание текстов»
    • «Запоминание троек»
    • «Тренировка образов»
    • «Большой счёт»
    • «Метод Цицерона»

    Упражнения для улучшения

    слуховой памяти:

    1.Чтение вслух;

    2.При прохождении по улице стараться схватить и удержать на несколько мгновений отрывок разговора прохожих;

    4.Стараться услышать разницу в звуке шагов людей, проходящих вдоль достаточно длинного коридора;

    5.Слушать несложное музыкальное произведение или мелодию и потом стараться пропеть ее;

    6.Посещая занятия, относиться к ним с наибольшим вниманием. Стараться после каждого занятия повторить все, что запомнилось;

  • Читайте также: