Что такое DirectX, где скачать и зачем нужен. Что такое DirectX и для чего он нужен? Что такое директ х

Я думаю, что каждый любитель компьютерных игр сталкивался с таким термином. Далеко не все понимают для чего он предназначен. Проще говоря, DirectX — это определенный промежуточный слой, между видеокартой и видеоигрой.

Немного истории

Создателями ПО является всем известная компания Microsoft. DirectX – это набор инструментов , предназначенный для создания компьютерных игр или работы с компьютерной графикой.

В случае, если программа или же видеоигра была создана с помощью Директ Икс, то для стабильной работы и запуска на компьютере обязательно должно быть ПО, указанное выше. Важно иметь именно такую версию, которая нужна для конкретной игры или программы. Обычно создатели программного обеспечения прикрепляют нужную компоненту к их продукту, но иногда такого не происходит, и пользователь вынужден сам скачивать нужный компонент.

Первая версия Windows Game SDK (раннее название directX) появилась еще в 1995 году и была создана как аналог уже существующей графической библиотеке OpenGL.

Различие версий

Во время появления первых игр, поддерживающих DirectX 12 новая версия приводила к снижению производительности , особенно на видеокартах NVIDIA. Но технологии развиваются со скоростью света. Каждая последующая цифра в названии делает возможным программистам добавить новый пакет эффектов в игру или оптимизировать старые.

Более подробно рассмотрим различие между компонентами на видео:

Возьмем в качестве примера игру Dirt 3.

На видео мы можем заметить, как отличается изображение в зависимости от версии.

К примеру, в изображении с левой стороны (используется Директ 11) более мягкие тени, добавлены эффекты летящего из-под колес снега. Этого результата можно добиться и на DirectX 9, но это серьезно скажется на производительности компьютера. Это можно обосновать тем, что девятый Директ менее оптимизирован.

В качестве второго примера приведу грамотный разбор автором различных версий ПО в популярных на сегодняшний день играх

В видеоролике проводится сравнение двух DirectX, а именно 11-й и 12-й.

Поддержка различных версий Windows

DirectX по своей сути – папка программных библиотек. В случае если его не будет, то игры либо не будут запускаться, либо будут без эффектов. Список поддержки предустановленных операционной системой разных версий Директа ниже.

Следующие версии, такие, как 11.3, 11.1, 11, 11.2 поддерживают операционные системы: Windows 8, 8.1, 10, 7

Directx12 предустановлен в Windows 10.

Более ранние, а именно 10, 10.1 и 9.0c поддерживают операционные системы windows XP, Vista, SP1, SP2 и SP 3

Как узнать какой DirectX, поддерживает видеокарта

Информацию о поддержке можно найти на сайте производителей видеокарты или в любом из интернет-магазинов в описании видеокарты. Такие популярные видеокарты, как GeForce GTX 1050 4 gb, 1080 8gb, 1030 2gb, 1060 6gb, Sapphire Radeon RX480 8gb, 970 4gb поддерживают DirectX 12.

Также можно воспользоваться утилитой GPU-Z . После запуска в указанном на скриншоте окне в скобках будет указана поддерживаемая версия программного обеспечения.

Определяем версию на компьютере

Чтобы понять, какой Директ стоит на компьютере достаточно нажать сочетание клавиш Win + R и ввести «dxdiag» во всплывшем окне.

После проделанных манипуляций откроется программа «Средство диагностики DirectX». Всю необходимую информацию о версии компонента и системе в целом вы можете найти в данной утилите.

Подробнее о dxdiag на нашем сайте.

Что такое Direct3D

Direct3D — это интерфейс программирования графических приложений (API) для Microsoft Windows. Часть DirectX Direct3D используют для рендера 3D графики в программах, требующих повышенную производительность, к примеру, в играх. Direct3D использует аппаратное ускорение , если оно предусмотрено в видеокарте — это делает возможным ускорить 3D-рендеринг или же ускорить его частично.

Direct3D расширяет возможности аппаратного обеспечения 3D-графики, в том числе Z и W-буферизацию, буферовку трафарета, пространственное сглаживание, альфа-смешение, смешение цветов и текстур, отсечения, отбраковки, эффекты атмосферы, перспективного текстурного картирования, программируемые шейдеры HLSL и эффекты. Объединение с другими возможностями директа позволяет Direct3D предоставить следующие функции: видео-сопоставление, 3D-рендер в 2D-оверлейных плоскостях и даже спрайты, обеспечивающие использование 2D и 3D-графики в медиа-связях.

Другие компоненты

Direct3D – это один из важных, но не единственный компонент входящий в комплект директа. Рассмотрим каждый компонент отдельно.

  • DirectDraw. Сейчас не используется и его разработка прекращена. Ранее отвечал за вывод растровой графики.
  • DirectInput. Эта часть отвечает за внешние игровые устройства . Т.е. именно он обрабатывает данные, которые поступают с джойстиков, мыши, клавиатуры и другого периферийного оборудования.
  • DirectPlay. Отвечает за сетевое взаимодействие с играми. Доступна поддержка соединения клиент-сервер (для многопользовательских игр, которые обрабатывают данные на сервере) и клиент-клиент (локальные игры, где связь происходит напрямую между компьютерами).
  • DirectSound. Как понятно из названия – это работа со звуком . Обрабатывает звук на низком уровне (формат wav).
  • DirectMusic. Обработка музыки в форматах Microsoft.
  • DirectShow. Тоже все должно быть понятно из названия. Отвечает за ввод и вывод аудио и видео данных.
  • DirectX Instruments. Служит для синтезирования MIDI звуков . Ранее использовалась в некоторых аудио программах по написанию музыки. Сейчас практически вытеснена технологией VST от Steinberg.
  • DirectSetup. Отвечает за процесс установки всего пакета директ икс.
  • DirectX Media Objects. Поддержка потоковых объектов (эффекты, энкодеры, декодеры и др.)
  • Direct2D: обработка и вывод двухмерной графики , в формате 2D.

Что такое Feature levels и его поддержка видеоконтроллерами

Feature levels – это уровень функций видеокарты. Это понятие начало использоваться с Direct3D 11.

Каждая видеокарта может реализовать определенный уровень функций , который зависит от установленного графического процессора. Сам по себе уровень функций – это четко заданные возможности видеоконтроллера. К примеру, Feature levels 9_1 содержит функции, которые реализованы в Direct3D 9, а 11 уровень функций, соответственно в Директ 3D 11.

Работает такая система только на повышение , например, игра или программы, разработанные для 9 версии, будут работать в 11, но на оборот нет.

Более детально о Feature levels можно прочесть на официальном сайте:

11. 08.2018

Блог Дмитрия Вассиярова.

Что такое директ икс: зачем он нужен?

Я снова рад приветствовать своих дорогих читателей. И сегодня у меня для вас приятная новость: я расскажу о том, что такое директ икс. Этот вопрос постоянно возникает на форумах с разной тематикой, среди которых преобладает геймерская.

Там комментарии по этому поводу иногда слишком далеки от истины и могут ввести в заблуждение. Я же постараюсь осветить данную тему с разных сторон. И тогда у вас наверняка сложится более-менее точное понимание.

Начну с названия, которое, по большому счету, ничего не значит. Слово «директ», в английском звучании означает «прямой» или «непосредственный». Нам же ближе и понятнее слова «директория» и, конечно, «директор».

Вот от него и будем отталкиваться, подразумевая, что это «нечто», способное эффективно управлять чем-то сложным. Эта такая аналогия мне пригодится в дальнейшем для объяснения некоторых моментов. Ну а «Икс» – пусть так и остается, неизвестный объектом или именем нашего «менеджера».

Каким вы себе представляете Директ Икс?

Чтобы дальше разобраться с DirectX, я напомню наиболее известную сферу его использования – улучшение графики в играх. И многие при их установке на Виндовс сталкивались с предложением обновить версию ДиректХ. Из этого следует, что предмет нашего интереса это какие-то файлы, скорее всего ПО или база данных.

Так оно и есть. Это и библиотеки данных, и программы, и уникальные алгоритмы и протоколы взаимодействия между кодом и железом, и, в общем, комплекс всего необходимого для оптимизации работы с мультимедийным контентом. В то же время это универсальны продукт, позволяющий взаимодействовать любому ПК с новым ПО. И если полного взаимопонимания не намечается, то современная программа сама предложит компьютеру повысить уровень его компетентности, установив актуальный DirectX.

Но Директ Икс не является . Это такой программный интерфейс, для взаимодействия приложений. И если создатели нового ПО будут учитывать его требования, то их продукт идеально впишется в существующую систему.

Продвинутые пользователи из моих объяснений наверняка уже поняли что DirectX, это не что иное, как разновидность (Application Programming Interface). Но я решил растолковать суть, без этого сложного понятия. (Кому это интересно можете почитать соответствующую статью в моем блоге. Там, кстати, я так же сравниваю API с опытным менеджером.)

Бесплатное ПО от Майкрософт? Не без пользы для разработчика

Но теперь углубимся в историю и посмотрим, как Директ Икс удалось стать таким важным компонентом современного ПК. Собственно, это заслуга его создателя, компании Microsoft. Которая в 1995 году при подготовке Windows 95 решила повысить привлекательность новой ОС для разработчиков, предоставив им все необходимое: наиболее эффективные и удобные API инструменты для создания программ и приложений, совместимых с системой и максимально использующих возможности существующего на тот момент железа.

Тогда такое решение получило название Windows Game SDK. Оно не было инновационным, поскольку уже существовал аналог OpenGL. Но Майкрософт сделали собственный бесплатный продукт для своей системы. Что в действительно привлекло разработчиков, позволило повысить качество графического продукта и в итоге поспособствовало дальнейшему успешному продвижению «оконной» ОС. Кроме того сборка Директ является основой для Xbox API, и позволяет создавать игры совместимые с ПК и игровыми приставками.

Конвейер по обработке графики и звука

Справедливости ради стоит отметить, что DirectX действительно оказался прекрасно работающим решением. Это был настоящий Директор, который имел в своем распоряжении:

  • оборудование – компьютерное железо, включающее все его ресурсы (CPU, RAM, GPU, звуковую карту);
  • технологии – алгоритмы обработки данных;
  • материалы – базы данных, библиотеки текстур, готовые эффекты;
  • существующую инфраструктуру – действующую ОС;
  • аппарат управления и инженерную службу – в лице основного модуля API, обеспечивающего взаимодействие.

Разработчику оставалось дать Директору «Х» четко сформулированное задание и предоставить исходные параметры. Например, в определенной сцене игры должен идти дождь, по небу плыть тучи, освещение пасмурное. А на мокрой дороге требовалось изобразить отражения и брызги. Разрешение экрана VGA, HD, FullHD и такие-то параметры сглаживания. Вот и все. Дальше DirectX сам просчитывал все детали и наносил их на исходный кадр, соответствующий сухой погоде. Видеорядом процесс не ограничивался, и к нему добавлялось соответствующее звуковое сопровождение.

Базовые модули DX

По сути Microsoft бесплатно сделало за разработчиков ту работу, для которой требовались немалые кадровые и финансовые ресурсы. А так, используется слаженное взаимодействие реальных компонентов DirectX, обеспечивающих нужный результат:

  • за объемную и двумерную графику соответственно отвечают «3D» и «2D» компоненты;
  • с музыкой и звуком работают модули «Sound» и «Music», а «X Instruments» позволяет программировать музыкальные инструменты;
  • «Play» необходим для синхронизации объектов сетевых игр;
  • обработка команд пользователя, поступающих с контроллеров, мыши или клавиатуры выполняется блоком «Input», а потоковые медиа сигналы обрабатываются «X Media Objects» и транслируются модулем «Show»;

Я преднамеренно сократил обозначения компонентов. Но все их полные наименования включают слово Direct, например «DirectSetup» или «Direct 2D».

Вы можете сказать, ну и что здесь нового, ведь и до появления ДиректХ компьютер мог с помощью графических и звуковых плат обрабатывать медиаконтент. Так-то, оно так. Но только прогресс не стоит на месте. И задача разработчиков ПО и железа постоянно сводилась к тому чтобы успевать предлагать современные решения, поспевая друг за другом.

Вместо разработки ОС проще совершенствовать ее отдельные компоненты. Так DirectX обновлялся почти каждый год. Некоторые его последние версии были просто оптимизацией предыдущих. А другие предоставили совершенно новые возможности, например в 8.0 впервые появилась работа с шейдерами.

Совместимость DirectX и видеокарты – слабое звено любо го ПК

Вполне понятно желание пользователей иметь самый новый DirectX. Но здесь стоит четко понимать, что его разработчики также ориентируются на наиболее актуальные компоненты. Поэтому, чтобы любой Директ Икс работал как положено, он должен поддерживаться тремя «китами»:

  • интегрированной или дискретной видеокартой;
  • операционной системой;
  • устанавливаемым программным обеспечением (игрой);

Новую ОС и вместе с ней медийную API можно установить. Последняя Windows 10 вообще сама предлагает актуальные обновления, среди которых и библиотеки Директ Х. Они так же идут и с играми.

А вот на поддержку DirectX в характеристиках видеокарты никак повлиять нельзя. Можно только уточнить версию, для которой предназначен графический адаптер, посмотрев паспортные характеристики или вызвав «Средство диагностики» с помощью функции «dxdiag» в командной строке. Если вас ситуация не устраивает – видеокарту придется менять.

Я надеюсь что рассказал вам кое-что полезное и заставил по-новому взглянуть на DirectX. Теперь это для вас не просто графическая прослойка между ПК и игрушкой. А неотъемлемый компонент современной операционной системы. Возможно, при покупке или сборке нового компьютера вы уделите ему больше внимания. А пока стоит с огромным уважением относиться к выполняемой им работе.

На этом я говорю вам: «До новых встреч!» и желаю удачи.

DirectX это набор инструментов и технологий от корпорации Microsoft, предназначенный для разработчиков программного обеспечения. В основном DirectX используется при разработке компьютерных игр и других программ, связанных с компьютерной графикой.

Если компьютерная игра или программа разработана с использованием DirectX, то для ее запуска на компьютере пользователя также должен быть установлен DirectX. Причем той версии, которую требует данная игра или программа. Чаще всего нужная версия DirectX идет в комплекте с программным обеспечением, которое ее использует. Но, иногда пользователям приходится вручную скачивать и устанавливать DirectX.

Как узнать версию DirectX?

Для того чтобы узнать какая версия DirectX установленна на вашем компьютере нужно нажать комбинацию клавиш Windows + R и в открывшееся окно ввести команду DXDIALOG .

После выполнении команды загрузится утилита «Средство диагностики DirectX » и с помощью данной программы Вы сможете получить необходимую информацию о системе и Вашей версии DirectX на компьютере.

DirectX подразделяется на:

DirectDraw — служит для ускорения отображения и обработки двумерной графики
Direct3D — для ускорения трехмерной графики
DirectSound — работает со звуком — микширование и 3D звук
DirectInput — для обработки клавиатуры, мыши, джойстика и так далее
DirectPlay — служит в основном для сетевой игры
Эти разделы освещаются здесь, в Уголке. Кроме этого существуют и другие разделы:
DirectAnimation — для создания анимационных эффектов в WEB-стриницах
DirectShow — для применения мультимедиа в WEB
DirectMusic — новый раздел. Служит для применения музыки в играх

Так или иначе каждый пользователь сталкивался с DirectX, особенно геймеры. В этой статье попытаюсь коротко рассказать, что это такое и с чем его едят.

Что такое DirectX

DirectX - это библиотека (набор функций и компонентов) для разработки программного обеспечения под платформу Microsoft Windows , в первую очередь игр. Именно поэтому при установке любой игры вас просят установить этот компонент, иначе игра просто не запустится.

Большинство пользователей считают, что он необходим только для игр, но это не так. Сложным программам, использующие 3D моделирование и определенные звуки DirectX также потребуется.

Если говорить ещё проще, то: DirectX - это прослойка между видеокартой и игрой, позволяющая использовать мощности вашего компьютера для отрисовки графики со множеством различных эффектов.

Чем отличаются версии DirectX между собой

Как и любая программа, DirectX не стоит на месте. Каждая новая версия позволяет программистам добавить новый эффект в игру, а старые оптимизировать. Вот вам картинка, которая наглядно показывает различия версий (не смотрите что они обе старые).

Различия видно невооружённым взглядом, 9-ая версия лучше работает со светом, поэтому доспехи выглядят более реалистично. Если взять, например, DirectX 11 и 12 , то разницу на лицо вы не заметите. Не думайте, что более новая версия DirectX однозначно позволит вам наблюдать лучшую картинку, множество изменений лежит на более низком уровне. В принципе, можно реализовать эффекты из DirectX 11 средствами 10-ой версии , но в таком случае вы получите огромные просадки в частоте кадров, так как никакой оптимизации и грамотной реализации этих эффектов в ней не заложено.

Вопреки мнению некоторых пользователей, DirectX не улучшает графику в играх, а только дает возможность программисту сделать игру красивее. Если игра разрабатывалась для DirectX 9 , то наличие DirectX 11-й версии ничего не изменит. Все зависит не только от возможностей видеокарты, но и от поддержки технологий игрой.

Совместимость версий Windows и DirectX

DirectX по сути представляет собой набор файлов (библиотек). Если их не будет в системе, то игры в лучшем случае будут отображаться без эффектов, в худшем - не запустятся, выдавая ошибку "не найден d3dx9_42.dll" (цифры могут быть разными).

Минимальный набор этих файлов уже присутствует в Windows . В зависимости от версии операционной системы, будет разный комплект файлов, а значит - поддержка разных версий DirectX:

  • Windows XP SP2 - DirectX 9.0c
  • Windows Vista - DirectX 10
  • Windows Vista SP1 - DirectX 10.1
  • Windows Vista SP2 - DirectX 11
  • Windows 7 - DirectX 11.1
  • Windows 8 - DirectX 11.1
  • Windows 8.1. - DirectX 11.2
  • Windows 10 - DirectX 12

Предыдущие версии включены. Т.е. Windows 10 имеет поддержку 12-й версии, DirectX 11.2, 11.1 и ниже.

Как узнать, какую версию DirectX поддерживает видеокарта и Windows

Что касаемо видеокарты, то такую информацию можно узнать на официальном сайте производителя.

В Windows узнать версию DirectX можно при помощи нескольких шагов:

  • нажать комбинацию клавиш Win + R ;
  • ввести команду dxdiag .

Откроется окно как на рисунке ниже:

Но не спешите радоваться, когда в Windows 10 увидите заветный DirectX 12 . Это говорит лишь о том, что он есть в системе, а не о поддержке его видеокартой. Перейдите во вкладку Экран и справа увидите, какие уровни возможностей ваша видеокарта может использовать.

Как установить DirectX

Осталось самое просто - установить DirectX или обновить его. Windows по умолчанию скачает через центр обновлений последнюю версию, но есть и другой вариант. Перейдите на страницу загрузку и скачайте отсюда файл, запустите и дождитесь окончания процедуры скачивания библиотек и установки.

На сегодняшний день разработчики постоянно расширяют возможности визуальных и звуковых эффектов в мультимедийных приложениях. Чтобы пользователи могли в полной мере насладиться предоставленными возможностями, необходимо установить на компьютер специальную программу DirectX.

По своей сути данный программный интерфейс в основном выступает в качестве посредника между видеокартой и возможностями современных игр, что, в свою очередь, приводит к более четкой реализации графики. В основном DirectX поставляется совместно с игровыми приложениями.

Компоненты DirectX

При этом в состав программы DirectX входят, например, такие части, как:

  • DirectDraw – обработка двухмерной графики;
  • Direct3D – обработка трехмерной графики;
  • DirectSound – обработка звука;
  • DirectInput – поддержка возможностей периферии (мышка, клавиатура и т.д.);
  • DirectPlay – обеспечение сетевой игры.

Определяем версию DirectX

В принципе, программа DirectX –это библиотека файлов, которая должна обязательно находиться на вашем компьютере. В противном случае вы получите сообщение об ошибке “не найден d3dx9_40.dill”. При этом надо иметь в виду, что каждой версии Windows соответствует свой DirectX. Например, Windows XP –это версия 9.0с, Windows 7 – 11 и Windows 8 – 11.1.

Чтобы выяснить установленную версию DirectX, надо сделать следующее:

  • перейти в меню с помощью кнопки “Пуск”;
  • выбрать раздел “Стандартные” и в нем пункт “Выполнить”;
  • ввести в открывшуюся форму такое буквосочетание, как dxdiag и кликнуть OK.

Результатом вышеперечисленных действий станет открытия окна, имеющего несколько вкладок. Первая вкладка “Система” отображает внизу версию программы DirectX.


Кстати, должна поддерживать установленную версию программы. Чтобы , надо перейти на вкладку “Экран” и найти строку “Версия DDI”, где и будет указана необходимая цифра.

В свою очередь, скачать программу DirectX можно, если перейти по ссылке на официальный сайт Microsoft.

Читайте также: