Ищем ключ к бессознательному. Тест Юнга "16 ассоциаций"

Тренинг по книге Элизабет Гилберт. 40 упражнений для обретения счастья Абер Мария

Упражнение 24. Свободные ассоциации

Перед выполнением

Метод свободных ассоциаций был изобретен еще в пору классического психоанализа, с тех пор немало изменился по форме и по смыслу и в первоначальном виде сейчас почти не применяется.

Однако в качестве упражнения, работающего на лучшее понимание и принятие себя, свободные ассоциации просто незаменимы!

Выполнение

Попросите кого-нибудь из близких, друга или родственника, написать для вас на листе бумаге список из 20–30 слов. Пусть это будут любые слова, но из разных сфер жизни, качественные и количественные характеристики, разные части речи, одушевленные и неодушевленные предметы. Пусть ваш помощник, так же как в предыдущем упражнении, запишет свои слова в столбик – по одному на строчку.

Ваша задача состоит в том, чтобы, особенно не задумываясь, подобрать ассоциацию к каждому из этих слов. Рядом с каждым словом запишите первую ассоциацию, которая придет в голову.

Второй вариант выполнения этого упражнения – на слух и под запись на диктофон: ваш помощник произносит слово, а вы быстро называете ассоциацию к нему.

После того как дело сделано, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов и поблагодарите близкого человека за участие.

Перечитайте или прослушайте то, что получилось. Теперь пришло время для размышлений и рефлексии! Постарайтесь поймать эмоции, которые возникают при прочтении или произнесении того или иного слова. Подумайте, почему именно такую ассоциацию это слово вызвало. Попробуйте оценить ассоциации – нравятся ли они вам; какое отношение они имеют к вашей настоящей, прошлой или будущей жизни; что получится, если продолжить ассоциативный ряд.

Всегда помните, что в подобных упражнениях не бывает правильных или неправильных ответов (или ассоциаций) . Это и подобные упражнения – все равно что задушевная, искренняя беседа с самим собой. Это попытка понять и – обнять себя.

После выполнения

Свободные ассоциации прекрасно годятся не только как упражнение вообще , но и как способ разобраться с насущными, актуальными задачами. Так, метод свободных ассоциаций эффективен, когда хочется (а не «можется») понять, как вы относитесь к той или иной ситуации, какое решение лучше принять, какую стратегию выбрать при преодолении проблемы.

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Движение зигзагом и свободные ассоциации Движение зигзагом - это именно мудрость процесса; оно происходит от чувства свободы и осознания всякого возникающего пути, или интереса к следованию ему. Оно кажется столь фундаментальной потребностью, что если его

Из книги Сила безмолвия автора Минделл Арнольд

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Из книги Архетипическое исследование сновидений автора Найденов Евгений

Почему свободные мужчины выбирают замужних женщин Итак, почему же все-таки он выбрал именно замужнюю? Да потому, что с замужней женщиной проще. Замужняя дама на свободное время не посягает, беременностью не шантажирует, от венерических заболеваний страхует и связь не

Из книги Нить Ариадны, или Путешествие по лабиринтам психики автора Зуева Елена

5. Свободные ассоциации

Из книги Измененные состояния сознания автора Тарт Чарльз

Что есть отношения свободные? Отношения, включающие, по проницательному определению Э. Фрома, Заботу, Уважение, Ответственность и Знание.Ответственность – это то, чего не хватает в жизни, чтобы почувствовать себя свободным!Вы хотите свободы?А для чего вам

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Ассоциации Редукция ассоциаций - важный базовый эффект марихуаны. Он способствует расширению времени, сенсорному расширению и повышению внимания, предоставленного для фокусировки сознания. Тем не менее в состоянии кайфа не все ассоциативные паттерны теряют свою силу.

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Свободные отношения и стиль жизни Мужчины и женщины могут жить как поодиночке, так и вместе, будучи автономными, сотрудничающими и равными в правах. Женщины могут делать карьеру, не становясь при этом Королевой Пчел, или стать матерью множества детей в огромном доме с

Из книги Человек - человек автора Воробьев Геннадий Григорьевич

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

Римские ассоциации Люди не перестали бы жить вместе, хотя бы разошлись в разные стороны.Козьма Прутков Прямо из автобуса мы попадаем в древний мир Помпеи. Здесь сохранилось все: улицы, переулки, дома, вещи. Нет только людей. Стертый от рук мрамор водопроводного фонтана.

Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

Ассоциации Самой эффективной мнемотехникой является метод ассоциативного запоминания, то есть соотнесения новой информации с чем-то уже знакомым. Чем более качественную ассоциацию вам удастся подобрать, тем больше шансов, что в будущем вспомните нужную информацию. Вот

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

Свободные ассоциации и открытая форма Подход к деталям и относительной значимости в «Правилах игры» поразительно напоминает психоаналитический метод свободных ассоциаций, когда пациент говорит все, что приходит ему в голову. Уравновешенная «свободно парящим

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Меняйте ассоциации История служит отличным средством для создания ассоциаций, к которым вы можете привязать свои идеи, но использование одних только историй – это тоже шаблон. Поэтому время от времени прибегайте к аналогии или практическому

Из книги Я, опять я и мы автора Литтл Брайан

Ассоциации Самый надежный способ запомнить имена – пользоваться ассоциациями. Вот несколько советов.Профессия. Иногда можно связать особенность внешности человека с его профессией, а профессию – с именем. Предположим, вы познакомились с господином Слони, пианистом.

Из книги автора

Глава 3 Свободные черты: нехарактерное поведение и сила характера Иногда я бываю настолько не похожим на самого себя, что меня можно принять за другого человека с характером, противоположным моему. Жан-Жак Руссо. «Исповедь» Знакомы мне глаза уже, все это знаю

Из книги автора

Мир идей: личные проекты и свободные черты Помимо биологических и социальных факторов, на наше поведение влияет мир идей, или идеогенные мотивы. Они представляют собой планы, стремления, обязательства и личные проекты, реализацией которых мы занимаемся. Они являются

Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.

Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.

Психологи разделили ассоциации на несколько типов:

  • по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
  • по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
  • по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
  • по причинно-следственным связям: гром – молния;
  • по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
  • по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
  • по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.

Еще ассоциации можно разделить на такие виды:

  • Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
  • Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
  • Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).

Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.

Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.

Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.

В чем польза ассоциативного мышления?

Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.

Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.

Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.

Развитие ассоциативного мышления

Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.

Тест на ассоциативное мышление

Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.

Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.

Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.

Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.

Упражнения для развития ассоциативного мышления

Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.

Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.

Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .

Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.

Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.

Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .

Групповые упражнения

Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.

Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.

Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.

После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».

В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.

Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.

Карл Юнг использовал метод свободных ассоциаций в качестве детектора лжи, так как он помогал установить мотивацию личности. Благодаря этой технике человек может прийти к осознанию того, что его гложет и приступить к устранению своих психологических проблем. Упражнение “16 ассоциаций” действует подобно ассоциативному тесту Юнга, его выполнение не займет более 15 минут. Если Вы хотите лучше разобраться в собственных чувствах и понять, что Вам на самом деле нужно – ассоциативный тест Юнга – непревзойденный помощник в этом деле.

Человеческий мозг устроен таким образом, что при необходимости запомнить что-либо это кодируется набором визуальных образов, информацией от органов чувств и связанными со всем этим ощущениями в теле и эмоциями.

Что Вы получите благодаря упражнению “16 ассоциаций”?

  1. Осознание того, что оказывает влияние на Ваше восприятие и подсознательное отношение к ситуации/явлению/факту. Даже если Вы не предпримите никаких попыток поработать над той сферой, из которой было выбрано слово, через 3-6 месяцев Вы получите совершенно другой результат при повторном прохождении теста. Это все работа подсознания – когда мысли и ассоциации излагаются на бумаге, человек в любом случае начинает их анализировать.
  1. Трансформационный эффект. Благодаря осознанному восприятию происходите изменение отношения и этому есть разумное научное объяснение. Человек вспоминает не само событие, а последнее воспоминание, связанное с ним. Чем больше новых ассоциаций мы прикладываем к ключевому слову, тем сильнее изменится цепь, которая активируется этим словом. В зависимости от того, какие эмоции возникают при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, которые будут возникать при следующем вспоминании этого слова. Таким образом, чем ярче эмоция, тем сильнее эффект перезаписи.
  1. Вы получаете готовую карту для дальнейшей работы над собой – становится ясно, что можно использовать как ресурс, а что следует поменять. Чем выше осознанность, тем решительней человек настроен на изменения – это поможет достичь максимального результата после прохождения ассоциативного теста Юнга.

Ассоциативный тест Юнга: упражнение “16 ассоциаций”

Чтобы упражнение было результативным, его следует выполнять в абсолютном умиротворении и одиночестве.

  • Подумайте, с каким словом Вы хотели бы поработать. К примеру, если Вы считаете, что на данный момент испытываете финансовые трудности – пусть это будет слово “деньги”, а если Вы считаете себе одиноким – напишите слово “любовь”. Нарисуйте на листе бумагу такую табличку:
  • Как можно быстрее, не задумываясь, вписывайте в левый столбец все ассоциации, которые у Вас возникают с этим словом – любые словосочетания, крылатые выражения, слова.
  • Далее заполняем второй столбец – нужно объединить слова в пары — 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, возникающие при объединении слов в пары.
  • Чтобы заполнить третий столбец нужно проделать то же самое – объединить по парам 8 полученных слов и вывести ассоциации, так же поступаем и с 4 столбцом.
  • В итоге вы получаете ключевое слово – то, благодаря чему можно распутать клубок проблем и избавиться от негативных установок.

Как вам это слово? Удивлены ли вы или это ожидаемый результат? Как вы себя чувствовали, пока выполняли это задание? И интересно ли было? Открыли ли вы в себе что-то новое?

Довольно часто оказывается полной неожиданностью, какие вообще ассоциации могут выскакивать из подсознания. Что вы можете сказать о последнем слове? Что оно для вас значит?

Общая расшифровка результатов выглядит так:


Анализируем первый столбец

Первый столбец слов отражает сразу несколько моментов:

1. Наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь. На уровне реальности «обитают» наши «штампы», убеждения, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь.

Мы мыслим штампами и эти штампы хорошо видны в первом столбце. Например, если брать слово «деньги»:

Деньги - грязь, деньги - ложь, деньги - испытание, деньги - жалость, деньги - благотворительность, большие деньги получены нечестно и т. д.

Любопытно, что деньги - это такая тема, на которую у каждого есть, что сказать. Но мало у кого из тех, кто говорит про деньги, при этом имеются деньги. Поэтому рассуждения о деньгах по определению самые бестолковые. Мало кто из спорщиков понимает, о чем идет речь, но тем не менее штампы в головах у всех присутствуют.

2. На первом уровне нашего теста также очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия получения денег.

Кто-то честный трудяга и его слова: «Работать, пахать, тяжело, устал, не дают, начальник, зарплата…».
А кто-то считает, что деньги должны валиться ему с неба: «хочу, дайте, банк, яхта, самолет, круиз, наследство…».

Проанализируй, как у вас обстоят дела со способом получения денег.
Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно работать всю жизнь, но случись, что в его жизнь придут легкие деньги (допустим, наследство получит), не будет знать, что с ними делать, и «с горя» заболеет или запьет.
Второй же так и будет ожидать у моря погоды, злиться, что яхты все не приплывают, обижаться на мир. Но вряд ли ему придет в голову, что деньги можно просто заработать.

Бывает, что человек уже вырос из предыдущей стратегии, как из коротких штанишек, но все не понимает, что от нее пора отказываться. Так Гадкий Утенок, давно ставший Лебедем, по привычке прятался от лебединой стаи в кустах.

3. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма - оптимизма по отношению к твоей ситуации с деньгами.

Чтобы его определить, прочитайте 16 слов и постаратесь оценить - по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее?


Если уровень оптимизма идет вниз - плохо! Так что, в результате теста пересмотрите некоторые свои убеждения и вы достигните успеха!
Если уровень оптимизма идет вверх - хорошо! Значит, в каком бы финансовом положении вы ни были сейчас, все получится!

4. Следующее, что мы анализируем в первом столбце, - это индуцированные (переложенные, навязанные) нам страхи и убеждения. Иногда их еще называют «вирусами сознания». Это то, что вы почему-то взяли на вооружение, хотя если как следует подумать, это не имеет к вам никакого отношения.

Так, родители очень часто перекладывают свои страхи на своих детей! Много денег - стыдно.

В нашем сознании витает просто тьма ложных и чужих установок! Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами. Сейчас нас предстоит сложная задачка - выловить в своем тесте эти ЧУЖИЕ заморочки!

Этот тест следует выполнять от руки на листке бумаги! И это очень важно именно для того, чтобы обнаружить «чужих»!
Интересно! Написанные от руки «слова-вирусы» люди нередко выделяют при помощи скрытых знаков (ошибки, помарки, слово написано с большой буква, а все остальные- с маленькой или, наоборот, слово написано мельче или крупнее).

Однако анализ написанного от руки, не единственный способ обнаружения «чужих». Сделайте еще следующее - прочитайте первый столбец вслух, быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и отслеживая свои эмоции и телесные ощущения.

Скорее всего на каком-то слове в вас поднимется волна несогласия как будто это написали не вы. Возможно, твы даже почувствуете энергетический спад, мгновенную усталость и апатию.

Обнаружив в своем списке мыслеформы-вирусы, подумайте об их происхождении. Возможно, вспомнится назидательный взгляд старой учительницы, наставления папы и увещевания бабушек и дедушек. Но как ни странно, чаще всего нам всем вспоминается мама. Вот кто в основном закладывает всё в нашу голову.

Теперь, когда вы поняли, откуда это взялось и, возможно, даже вспомнили, сколько всего пришлось из-за этого потерять или не сделать, - откажитесь от этого слова - убеждения!

Как? Да просто зачеркните и на его месте напишите новое! Любое слово, не обязательно близкое по смыслу, но выбранное лично вами.

Переходим к анализу второго столбца

Второй столбец - это уровень разума! Это то, что я об этом думаю! Поясню… Дело в том, что большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они в них купаются, живут ими, переживают о них, много разговаривают, но крайне мало раздумывают! А зря… Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров.

На этом уровне вылезают лично ваши ограничивающие убеждения!

Пример:
Не уверен
Равенство
Возраст
Просить плохо

В расшифровке это бы звучало так:
Это не получится именно у меня.
У меня недостаточно образования… стартового капитала… опыта…
Не тот возраст… Уже поздно… И т. д.

Проанализируйте второй столбец своего теста и найдите в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумайте их, задав вопрос: «А почему я считаю, что это так?»

Каждый раз задавайте себе уточняющий вопрос, пока не убедитесь в том, что пришли к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейтесь над ними и расстаньтесь с убеждением, как с вышедшими из моды ботинками.

Вот пример типичного диалога психолога с человеком, застрявшем на своем убеждении:

— Убеждение: У меня уже не тот возраст.
— А какой «тот» возраст?
— Ну, 20 лет.
— Когда тебе было 20 лет, что ты умел делать?
— Ничего.
— А сейчас?
— Сейчас умею, у меня образование, опыт.
— Так почему ты считаешь, что возраст не тот?
— Здоровье не то.
— А что значит, «то» здоровье?
— Молодой.
— В твоем роду были богатые люди
— Да, прадед был очень богат, он вернулся в 40 лет с рудников, открыл лавку, стал купцом…
— А сколько было лет деду, когда он начал, и было ли у него крепкое здоровье?
Да, нет, с рудников вернулся, совсем больной был.
Значит, дело не в здоровье и не в возрасте?
— Получается, что да…

Такой диалог с самим собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше письменно.

Разбираем третий столбец - В чем причина?

Третий столбец - это уровень чувств! На нем видны наши «эмоциональные крючки»! «Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

Пример:
Цель
Уверенность
Работа
Удача

Внимательно посмотрите на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно вам станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия.

Интересно! Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение — некий «слоган» или девиз! Поиграйте словами и составьте словосочетание. Иногда это вдохновляющий призыв к действию, хоть пиши большими буквами и вешай на стену.

Слоган получился следующим: Моя цель дает уверенность, что работа принесет удачу

Анализ четвертого и пятого столбцов - ключ к себе

Что для тебя эти последние, ключевые слова? Подумай об этом!

Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также - подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов - ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем примере это - деньги), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой.

А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:
проблема детско-родительских отношений;
самооценка;
система ценностей

А теперь возьмите лист бумаги и нарисуй последнее слово!

Если оно хорошее - сохраните рисунок! Это ваш энергетический ресурс!
Если плохое - посмотри на него какое-то время, попрощайтесь и торжественно сожгите!

Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, она подвела вас к нескольким полезным открытиям!

Ищем ключ к бессознательному.
Тест Юнга "16 ассоциаций"

Свой метод свободных ассоциаций Карл Юнг использовал как детектор лжи. Используя эту технику, мы можем понять, что нам мешает в жизни и устранить проблему. Если вы хотите понять себя, разобраться в своих чувствах и настоящих желаниях, то предлагаем вам выполнить небольшой тест, который не займет много времени. Упражнение называется «16 ассоциаций».

Наш мозг так устроен, что любая информация связана с набором различных визуальных образов, с обонянием, ощущениями в теле и эмоциями. Благодаря тесту «16 ассоциаций» вы поймете, что влияет на вас и ваше подсознание, и как вы на самом деле к этому относитесь.

При изложении мыслей и ассоциаций на бумаге, мозг в любом случае начинает их анализировать.


Даже если вы не будете работать над той сферой, откуда подобрали слово, то через несколько месяцев, при повторном прохождении теста, результат будет другой.

Во-первых, вы получите план работы над собой. Поймете, что нужно поменять, а что использовать как ресурс для достижения результата. Если вы настроены решительно и настроены на изменения, то эффект будет выше.
Во-вторых, начинает работу трансформационный эффект - процесс изменения отношения.

Человек думает не про само событие, а про последнее воспоминание, которое было с ним связано. И чем больше ассоциаций мы даем для ключевого слова, тем сильнее меняется цепь, которая будет активироваться этим словом.


От тех эмоций, которые будут возникать при ассоциациях, зависит изменение будущего эмоционального окраса цепи и чувства, который возникнут при последующих воспоминаниях этого слова.

Для высокой результативности теста, его необходимо выполнять в тишине и одиночестве.

Сосредоточьтесь и подумайте, над словом, с которым вы хотите работать. Например, если у вас проблемы с отношениями - пишем слово «любовь». Возьмите карандаш или ручку и нарисуйте табличку:

Постарайтесь не задумываться и как можно быстрее написать в левый столбец все те ассоциации, которые возникли у вас с задуманным словом. Это могут быть как слова так и словосочетания.

Второй столбец необходимо объединить в пары: 1 и 2, 3 и 4 и т.д. Во второй столбик нужно вписать ассоциации, которые у вас возникнут при объединении слов.
Ну и наконец, третий столбец: проделываем все то же самое – объединяем по парам уже 8 слов и выводим ассоциации. Те же манипуляции проделываем и с четвертым столбиком.

Итак, вы получили ключевое слово. Благодаря ему вы сможете раскрыть проблему и найти пути решения.

Кстати, в последующие дни вполне вероятно, что это ключевое слово не будет выходить из головы. Вы будете размышлять о сферах своей жизни, куда это слово так же может подойти и пытаться разобраться со своим подсознанием.

Упражнение-тест «16 ассоциаций» помогает выявить глубинные истоки любой проблемы, докопаться до сути, настоящей причины имеющейся у тебя проблемы, а также чужие жизненные программы, мешающие добиться успеха в определённой сфере жизни.

Тест довольно простой и выполняется в течение 10-15 минут. Что нужно для его проведения? Нужны листок бумаги и ручка. На листе бумаги нужно нарисовать следующую табличку:

Исследуемое слово

1 1 1 1 1
2
3 2
4
5 3 2
6
7 4
8
9 5 3 2
10
11 6
12
13 7 4
14
15 8
16

Теперь самое интересное! Нужно взять любую область, где ты считаешь, что у тебя есть проблема: семья, здоровье, счастье, любовь, мужчина, женщина, дети, секс, работа, отдых, призвание, деньги...

То есть это может быть всё, что угодно. Тест универсальный и позволяет выявить источник дисбаланса в любой области, которую ты решишь исследовать.

В качестве примера возьмём тему «ДЕНЬГИ». И если ты не выбрала никакой сферы для исследования, то также остановись на деньгах. Уверена, что результаты исследования тебя удивят и позволят взглянуть на область своих личных финансов с совсем другой стороны.

Теперь быстро, особенно не задумываясь, впиши в первый (левый) столбец таблицы 16 ассоциаций, связанных со словом ДЕНЬГИ (твоим исследуемым словом).

Что такое ассоциация, надеюсь, понятно. Это может быть любое слово, словосочетание крылатое выражение, междометье... И совершенно не обязательно связанное по смыслу с основным словом - деньги!
Справились? Отлично!

Дальше не читай, пока это не сделаешь, а то знаю я тебя, главное - это текст по диагонали пробежать и побежать дальше. Не делай так, а то опять получишь все как всегда - пшик на постном масле. Мысль должна завершаться действием. Как-то в своей книге «Где раздают безусловную веру в себя» Татьяна Морозова написала о том, что же такое настоящее понимание чего-либо.

«Понимание приводит к тому, что человек ФИЗИЧЕСКИ не может оставаться тем, кем он был раньше. Иначе понимание – это просто иллюзия. Понял – значит сделал. Кто раз испытал, что значит делать то, что является твоим, на суррогат никогда не согласится. Например, когда человек понимает, что причина его болезни сверхобидчивость, то он физически не может дальше обижаться на кого бы то ни было. Понимание обязательно подкрепляется действиями. Нет действий – нет понимания.
Понимание в голову приходит через сердце, т.е. через чувства, которые и дают человеку необходимую энергию на то, чтобы понимание перевести в действие. У человека как будто внутренний источник энергии появляется и он находит способы претворить задуманное в жизнь».

Эта цитата заставляет по-другому посмотреть на некоторые вещи. Почему ты вроде бы всё понимаешь, но ничего не делаю? Значит, это действительно это иллюзия понимания, а ты сама от этого ещё далека! Теперь у тебя есть ценный критерий понимания, если он не выполнен, значит – иллюзия.

После того, как избавились от иллюзий и все же выполнили это простое задание - написали 16 ассоциаций, которые первыми пришли в голову на исследуемое слово, идем дальше и заполняем второй столбец.

Заполняется он тоже просто - теперь соедини первое слово со вторым, третье с четвертым, пятое с шестым и т. д. и впиши во второй слева столбик КЛЮЧЕВУЮ АССОЦИАЦИЮ, ВЫВЕДЕННУЮ ИЗ ПАРЫ СЛОВ!

К слову, ассоциация - это не умозаключение! То есть ассоциация может быть любой, совершенно не обязательно связанной с предыдущими словами логически. На слова «отдых» и «здоровье» у кого-то может возникнуть ассоциация - «курорт», а у кого-то - «санаторий» (вспомнился первый отпуск по путевке, где поправлял здоровье). Самое главное здесь - это почувствовать, что именно это слово, и никакое другое, выскакивает из подсознания как объединяющее эту пару слов.

Итак, во втором столбике у тебя появилось 8 слов.

Следующий этап (уже догадалась?) - снова соедини первое слово со вторым, третье с четвертым и так далее и точно так же впиши в третий столбик ключевые ассоциации. Теперь их будет 4!

И, дальше, как нетрудно догадаться, снова объедини слова, снова выведи ассоциации (всего 2). И наконец, путем объединения двух последних слов у тебя получается итоговая ассоциация. То, с чем у тебя ассоциируется слово ДЕНЬГИ (твое исследуемое слово)!

Последнее слово - это ключ!
Как тебе это слово? Удивлена ли ты или это ожидаемый результат? Как ты себя чувствовала, пока выполняла это задание? И интересно ли тебе было? Открыла ли ты в себе что-то новое?

Довольно часто оказывается полной неожиданностью, какие вообще ассоциации могут выскакивать из подсознания. Что ты можешь сказать о последнем слове? Что оно для тебя значит?

Для расшифровки результатов возьмём интерпретацию, изложенную Еленой Шубиной в своей книге "Как приманить деньги".
Общая расшифровка выглядит так:

Анализируем первый столбец

Первый столбец слов отражает сразу несколько моментов:

1. Наш «уровень реальности». Это то, что заполняет нашу повседневную жизнь. На уровне реальности «обитают» наши «штампы», убеждения, не имеющие под собой серьезных оснований, но между тем влияющие на нашу жизнь.

К примеру, добрая половина городских жительниц утверждает, что боится мышей, крыс, змей, и заходят в подъезд едва ли не с зарытыми глазами, но редко кто из них хоть раз видел живую мышь в своем подъезде! Почему они их боятся? Это штамп - «женщины бояться мышей», а раз я женщина, надо бояться.

То же самое происходит и с деньгами (любым другим исследуемым словом). Мы мыслим штампами и эти штампы хорошо видны в первом столбце.

Деньги - грязь, деньги - ложь, деньги - испытание, деньги - жалость, деньги - благотворительность, большие деньги получены нечестно и т. д.

Любопытно, что деньги - это такая тема, на которую у каждого есть, что сказать. Но мало у кого из тех, кто говорит про деньги, при этом имеются деньги. Поэтому рассуждения о деньгах по определению самые бестолковые. Мало кто из спорщиков понимает, о чем идет речь, но тем не менее штампы в головах у всех присутствуют.

2. На первом уровне нашего теста также очень хорошо заметна стратегия получения того, что мы исследуем. В нашем примере, стратегия получения денег.

Кто-то честный трудяга и его слова: «Работать, пахать, тяжело, устал, не дают, начальник, зарплата...».
А кто-то считает, что деньги должны валиться ему с неба: «хочу, дайте, банк, яхта, самолет, круиз, наследство...».

Проанализируй, как у тебя обстоят дела со способом получения денег.
Первый человек из моего примера скорее всего так и будет тяжело и добросовестно работать всю жизнь, но случись, что в его жизнь придут легкие деньги (допустим, наследство получит), не будет знать, что с ними делать, и «с горя» заболеет или запьет.
Второй же так и будет ожидать у моря погоды, злиться, что яхты все не приплывают, обижаться на мир. Но вряд ли ему придет в голову, что деньги можно просто заработать.

Бывает, что человек уже вырос из предыдущей стратегии, как из коротких штанишек, но все не понимает, что от нее пора отказываться. Так Гадкий Утенок, давно ставший Лебедем, по привычке прятался от лебединой стаи в кустах.

3. Также первый столбик слов позволяет оценить уровень пессимизма - оптимизма по отношению к твоей ситуации с деньгами.

Чтобы его определить, прочитай 16 слов и постарайся оценить - по мере приближения к концу слова становятся более оптимистическими или менее?

Уровень оптимизма идет вверх Уровень оптимизма идет вниз
Бумага Богатство
Мало Жадность
Где взять Нищета
Смогу Растрата
Свобода Нехватка

Если уровень оптимизма идет вверх - хорошо! Значит, в каком бы финансовом положении ты не был(а) сейчас, ты все преодолеешь! Ты на верном пути, и у тебя все будет хорошо.

Если уровень оптимизма идет вниз - плохо! Но я надеюсь, что благодаря результатам теста ты пересмотришь некоторые свои убеждения и своевременно добьешься успеха!

4. Следующее, что мы анализируем в первом столбце, - это индуцированные (переложенные, навязанные) нам страхи и убеждения. Иногда их еще называют «вирусами сознания». Это то, что ты почему-то взял(а) на вооружение, хотя если как следует подумать, это не имеет к тебе никакого отношения.

Так, родители очень часто перекладывают свои страхи на своих детей! Много денег - стыдно. Но родители подцепили это убеждение в те времена, когда много заработать честным трудом было совершенно невозможно, если ты не принадлежала к очень узкой богемной или научной прослойке. Поэтому они искренне верили в это. Но по какой причине ты до сих пор тащишь это убеждение на себе?

В нашем сознании витает просто тьма ложных и чужих установок! Мы пропитаны насквозь чужими идеями, планами, мотивами и страхами. Сейчас нас предстоит сложная задачка - выловить в своем тесте эти ЧУЖИЕ заморочки!

Я просила писать этот тест от руки на листке бумаги! И это очень важно именно для того, чтобы обнаружить "чужих"!
Интересно! Написанные от руки «слова-вирусы» люди нередко выделяют при помощи скрытых знаков (ошибки, помарки, слово написано с большой буква, а все остальные- с маленькой или, наоборот, слово написано мельче или крупнее).

Когда я выполняла этот тест сама, то оказалось, что все слова я написала аккуратно и полностью, и только одно слово у меня было написано не до конца - ответственность. Когда я стала думать о нем, то перед глазами сразу встала мама, которая говорила мне, что большие деньги - это всегда ответственность.

Но анализ написанного от руки, не единственный способ обнаружения "чужих". Сделай еще следующее - прочитай первый столбец вслух, быстро, на одном дыхании, стараясь четко произносить слова и отслеживая свои эмоции телесные ощущения.

Скорее всего на каком-то слове в тебе поднимется волна несогласия как будто это написала не ты. Возможно, ты даже почувствуешь энергетический спад, мгновенную усталость и апатию.

У меня таким словом из 16 мною записанных стало слово "труд". И тут опять всплыла картинка мамы, как она говорит, что нужно много трудиться, чтобы у тебя в жизни все было хорошо.

Елена Шубина в своей книге приводит следующий пример:

Даже не являясь знатоком психологии, можно почувствовать, что человек, написавши этот набор ассоциаций, - трудяга, крепко стоящий на ногах, понимающий толк в земных удовольствиях, и ориентированный на будущее.

Но откуда же взялось, это кошмарное слово «нищенствование». Оно грубо врывается в перечень ассоциаций лингвистически (будь это слово принадлежностью самого человека, он бы написал - нищета). И разрывает связь между логическим блоком, где хорошо видны основные мотивы и стратегия этого человека (хорошо поработал - хорошо отдохнул, и о детях не забывай). Становится понятно, на что этот человек тратит энергию. На то, чтобы любой ценой избежать этого самого «нищенствования».

Когда я спросила человека, написавшего этот столбец, о происхождении слова «нищенствование» он вспомнил, что в детстве мать часто орала на него: «Учись, бестолочь, не выучишься, на работу не возьмут, будешь нищенствовавать!» Он учился, окончил два вуза, вкалывает на руководящей должности на государственном предприятии, потому что уверен, что оно - стабильнее. Много раз получал приглашения уйти в частный бизнес и на оклад, и в качестве" партнера, но всегда отказывался. Почему? Говорит, что не любит рисковать, но при этом гоняет на машине с огромной скоростью, один ходит в тайгу на медведя, то есть не рисковым его никак не назовешь. Говорит, что затормозился. Дает себе слово что-то поменять, но не находит сил.

Боится ли нищеты? Да, но старается об этом не думать, если мысль такая приходит, заглушает стопочкой хорошей водки. Такой вот типичный случай. После работы с тестом и снятием материнского программирования попробовал совместить основную работу с руководством в частном бизнесе. Сейчас руководит крупным лесоперерабатывающим комбинатом в Сибири.

Чужие страхи и убеждения отнимают у нас намного больше сил и энергии, чем свои собственные, и заставляют совершать совершенно немыслимые поступки! Замечено, что самым распространенным способом заглушить в себе «голос» чужого убеждения является алкоголь. Не потому ли в нашей стране, где все жили только по указке, так много сильно пьющих людей?

Но возвращаемся к тесту.

Обнаружив в своем списке мыслеформы-вирусы, подумай об их происхождении. Возможно, вспомнится назидательный взгляд старой учительницы, наставления папы и увещевания бабушек и дедушек. Но как ни странно, чаще всего нам всем вспоминается мама. Вот кто в основном закладывает всё в нашу голову.

Теперь, когда ты понял(а) откуда у тебя это взялось и, возможно, даже вспомнил(а), сколько всего пришлось из-за этого потерять или не сделать, - откажись от этого слова - убеждения!

Как? Да просто зачеркни и на его месте напиши новое! Любое слово, не обязательно близкое по смыслу, но выбранное лично тобой.

Переходим к анализу второго столбца

Второй столбец - это уровень разума! Это то, что я об этом думаю! Поясню... Дело в том, что большинство людей о своих проблемах не думают вообще. Они в них купаются, живут ими, переживают о них, много разговаривают, но крайне мало раздумывают! А зря... Иногда хороший, крепкий, безэмоциональный анализ дал бы куда больше, чем часы волнительных разговоров.

На этом уровне вылезают лично твои ограничивающие убеждения!

Пример:
Не уверен
Равенство
Возраст
Просить плохо

В расшифровке это бы звучало так:
Это не получится именно у меня.
У меня недостаточно образования... стартового капитала... опыта...
Не тот возраст... Уже поздно... И т. д.

Проанализируй второй столбец своего теста и найди в нем ограничивающие убеждения, препятствия. Если они есть, обдумай их, задав вопрос: "А почему я считаю, что это так?"

Каждый раз задавай себе уточняющий вопрос, пока не убедишься в том, что пришёл(ла) к абсурду. Поймав себя на абсурдности доводов, посмейся над ними и расстанься с убеждением, как с вышедшими из моды ботинками.

Вот пример типичного диалога психолога с человеком застрявшем на своем убеждении:

- Убеждение: У меня уже не тот возраст.
- А какой «тот» возраст?
- Ну, 20 лет.
- Когда тебе было 20 лет, что ты умел делать?
- Ничего.
- А сейчас?
- Сейчас умею, у меня образование, опыт.
- Так почему ты считаешь, что возраст не тот?
- Здоровье не то.
- А что значит, «то» здоровье?
- Молодой.
- В твоем роду были богатые люди
- Да, прадед был очень богат, он вернулся в 40 лет с рудников, открыл лавку, стал купцом...
- А сколько было лет деду, когда он начал, и было ли у него крепкое здоровье?
Да, нет, с рудников вернулся, совсем больной был.
Значит, дело не в здоровье и не в возрасте?
- Получается, что да...

Вот такой диалог с самой собой нужно провести на каждое ограничивающее убеждение. Лучше, если диалог будет вестись письменно.

Разбираем третий столбец - В чем причина?

Третий столбец - это уровень чувств! На нем видны наши «эмоциональные крючки»! «Хвосты» прошлого, страхи, причины эмоциональных конфликтов.

Пример:
Хочу
Боюсь
Ложь
Мама

Это слова из теста молодой женщины. На момент тестирования она собиралась выйти замуж за богатого человека и переехать за границу. Родители категорически не одобряли ее выбор. Это был уже третий кандидат в мужья, два предыдущих были отвергнуты благодаря родителям. Женщина боялась родителей, боялась мужчин, их денег, возможных изменений в жизни, всего... Но причина крылась именно в страхе перед материнским осуждением.

Внимательно посмотри на этот столбец из всего-то четырех слов, и возможно тебе станут понятны истинные причины не только финансового, но и общего неблагополучия.

Интересно! Из слов третьего столбца обычно можно составить выражение, которое можно использовать, как некий «слоган» или девиз! Поиграй словами и составь словосочетание. Иногда это ну просто призыв к действию, хоть пиши большими буквами и вешай на стену. А иногда, как в случае с нашей героиней, квинтэссенция внутренних переживаний.

У меня в третьем столбце было 4 слова:
Цель
Уверенность
Работа
Удача

Слоган получился следующим: Моя цель дает уверенность, что работа принесет удачу

Анализ четвертого и пятого столбцов - ключ к себе

Что для тебя эти последние, ключевые слова? Подумай об этом!

Стандартной расшифровки последних трех слов не существует. Обычно это инструмент для анализа или подсказка для дальнейшей психологической работы. Там могут «выскочить» ключевые страхи человека, истинные, а не надуманные причины проблем, а также - подлинные мотивы. Ясно одно, если смысл слов - ключей далек от ассоциируемого понятия (в нашем с тобой случае это - деньги), корень проблемы лежит в сферах и плоскостях, далеких от сферы денег как таковой.

А значит, денежная ситуация не наладится до тех пор, пока не будет проработана и решена истинная проблема. Как правило, она органично завязана на одном из трех:
проблема детско-родительских отношений;
самооценка;
система ценностей

А теперь возьми лист бумаги и нарисуй последнее слово!

Если оно хорошее - сохрани рисунок! Это твой энергетический ресурс!
Если плохое - посмотри на него какое-то время, попрощайся и торжественно сожги!

Работа с тестом на этом закончена. Надеюсь, она подвела тебя к нескольким полезным открытиям!

Читайте также: