Человек, который придумал стерео. Стереосистемы Не покупайте кабели в свою аудиосистему сразу

Студия «Эбби-Роуд» (англ. Abbey Road Studios) в Лондоне во многом известна благодаря тому, что там записывались Битлз, но событие, состоявшееся в культовом здании сегодня [оригинальная статья опубликована 1 апреля 2015г. – прим. перев.], почтило память человека, который работал там еще до того, как родились Джон, Пол, Джордж и Ринго, и оказал большее влияние на музыкальную индустрию, чем вся знаменитая четверка.

Алан Дауэр Блюмлейн (Alan Dower Blumlein), английский инженер-электронщик, родившийся в 1903 году, изобрел стереофонический звук – такой способ воспроизведения звука, который слышится как будто из нескольких направлений. Некоторые из идей, запатентованные им еще в начале 30-х годов, все еще используются в стереозаписях, которые мы создаем и слушаем сегодня.

Блюмлейн был удостоен наградной таблички от Института инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) в Эбби-Роуд, где он работал на звукозаписывающую музыкальную компанию EMI.

Как говорил его сын, Саймон Блюмлейн, когда изобретатель был в кино со своей женой, он повернулся к ней и сказал, что слепой человек никогда не узнает, где находятся персонажи на экране, так как весь звук раздается в одном направлении из одного динамика. Но он придумал решение. Он назвал это «бинауральным звуком», который теперь называется «стерео».

Перед тем, как выбрать HI-FI стереосистему для дома , каждый аудиофил должен вывести для себя два постулата: идеальных систем не существует в природе и второе - на качество звучания влияет всё. Даже плотность воздуха в помещении...

Основные принципы выбора


Постепенно растет количество аудиофилов, тратящих годы и десятилетия на поиски «своего звука». Подбор компонентов стереосистем профессионалы осуществляют с особой тщательностью. По внешней реакции видно, что этот процесс доставляет им ни с чем несравнимое удовольствие. Желающим как можно быстрее отыскать решение данной проблемы следует учесть несколько нюансов, призванных существенно облегчить выбор. Привязка к конкретным брендам и моделям представляется менее целесообразной, нежели следование общим принципам. Подобный подход привлекает пользователей осознанностью выбора. Стоимостные показатели при этом отходят на задний план.

При посещении магазина следует помнить о том, что об идеальной передаче звучания рояля можно говорить исключительно при прослушивании рояля. Данное утверждение справедливо для любого инструмента, находящегося в руках музыканта. С той или иной степенью искажения звуковой реальности приходится сталкиваться при преобразовании объемного звукового поля в одномерный звуковой сигнал. И это несмотря на то, что задействуются при этом одновременно несколько микрофонов. Еще один ключевой момент связан с тем, что в процессе прохождения сигнала каждый компонент системы вносит в него определенные погрешности. Соединительные кабели в этом плане исключения не составляют. Исходя из вышеизложенного можно отметить, что в результате функционирования воспроизводящей системы формируется некая уникальная реальность. Главная задача любителя музыки заключается в подборе компонентов системы, при котором будет удовлетворено максимальное число выдвигаемых требований.

Минимальный набор подразумевает наличие 5 компонентов: источника, усилителя, акустики и двух пар соединительных кабелей. В более сложных модификациях аналоговый либо цифровой источник, усилитель и акустика могут состоять из двух частей. Акустику называют наиболее критичным элементом, оказывающим огромное влияние на степень «правдивости» всей системы в целом. Экономия на этой составляющей себя, как правило, не оправдывает. При наличии, скажем, 140 000 рублей имеющуюся в распоряжении сумму лучше распределить следующим образом: 60 000 рублей выделить на акустику , 30000-35000 рублей - на источник , 35000-40000 - на усилитель . На оставшиеся средства можно приобрести кабели.

Выбираем акустику


О первостепенной важности качества красноречивее всего свидетельствует то обстоятельство, что именно с неё зачастую и начинают прослушивание. На этом этапе желательно воспользоваться источником и усилителем более высокого порядка. Что касается кабелей, лучше остановить выбор на вариантах, демонстрирующих максимальную степень нейтральности звукового «почерка». При наличии затруднений можно обратиться с соответствующей просьбой к сотрудникам магазина. В ходе прослушивания особое внимание следует уделять проверке естественности тембра. Приветствуется использование хорошо известных вокальных партий (как мужских, так и женских). Влияние акустики чётко прослеживается в таких позициях, как форма и глубина баса. Не следует пренебрегать и естественностью звучания ударной меди. Качество акустики сказывается на чёткости локализации того или иного инструмента. Определяет оно и протяжённость звучания. Не забудьте убедиться в том, что усилитель не вносит диссонанса в общую картину, ведь в качестве виновников испорченности звуковой сцены могут выступать обе составляющие. Использование высококачественного усилителя не является стопроцентным гарантом того, что вас устроит чёткость построения сцены. Однако такая ситуация выигрышна тем, что удаётся составить собственное мнение относительно акустики.

Выбираем усилитель


После выбора акустики можно приступать к подбору , отвечающего выдвигаемым к звуковому почерку требованиям и представляющего приемлемую ценовую категорию. Убедитесь в четкости передачи динамических контрастов. Для этого достаточно прослушать рабочие барабаны. На некоторых тестовых дисках можно обнаружить специальные фонограммы, воспроизводящие звук застегиваемой молнии или разрывы взмывающих ввысь фейерверков. Подобные записи ориентированы на упрощение оценки. Структура и форма басовых нот должна оставаться неизменной на максимально приемлемой для пользователя громкости. Составить верное представление также помогают треки, в которых барабаны звучат в унисон с бас-гитарой. На внушительной громкости не должно ухудшаться качество ритмики изложения. Даже в наиболее насыщенных фрагментах должен прослеживаться каждый задействованный инструмент. В тихих записях не должна теряться динамика удаленных инструментов.

Выбираем источник


Для аналоговых источников, в число которых входят и проигрыватели винила с фонокорректором, характерно внесение целого ряда тембровых несовершенств. К их выбору следует подходить с такой же тщательностью, как и к подбору акустики. Исказить исходное звучание способны и цифровые аналоги. В некоторых ситуациях не спасает даже соединение по «цифре» с внешним ЦАПом. Не оставляйте без внимания такие показатели, как комфортность и прозрачность звучания. Учтите, что воспроизводимые посредством по «аналогу» мелодии могут звучать по-разному. На качестве сказываются как разновидности фильтра, так и применяемые схемные решения. «Верхи» (бубны, ударная медь и т.д.) могут демонстрировать излишнюю мягкость или режущую слух звонкость. Не стесняйтесь вслушиваться в вокальные интонации и звучание духовых инструментов, в особенности саксофона и флейты. Ориентируйтесь на естественность. Помните о том, что музыкальные источники могут быть отнесены к профессиональным лишь в том случае, когда прослушивающий с их помощью мелодии, человек не отвлекается на анализ тех или иных особенностей и просто наслаждается звучанием. Слушатель становится неотъемлемой частью процесса. Более того, он всецело в него вовлечён. С точки зрения некоторых экспертов, для определения качества цифрового либо аналогового источников, целесообразно ввести новую единицу, выражающую степень вовлечённости.

Выбираем кабель


О влиянии на звук на сегодняшний день имеются довольно туманные представления, однако в его существовании не сомневается никто. Межблочный кабель может не только прояснить или смазать верх, но и ослабить/усилить бас. Сказывающееся на построении звуковой сцены и ясности средних частот влияние менее значительно. Акустический кабель способен изменить тембровые соотношения, однако заметить это порой бывает сложно. Вместе с тем он может повлиять на прозрачность средних частот, причем как в худшую, так и в лучшую стороны. С его помощью может быть откорректирована чёткость локализации инструментов. Настройку системы следует начинать с межблочного кабеля. Иногда благодаря ему удаётся подправить некоторые особенности звучания, относящиеся к категории спорных. При выборе акустического кабеля актуален принцип «подходит - не подходит».

Выбор компонентов отнимает определенное количество времени. Скомпоновать систему за один раз обычно не удаётся. Остается надеяться, что изложенные в статье советы облегчат этот сложный процесс, вследствие чего вам удастся обзавестись системой вашей мечты в кратчайшие сроки.

Когда люди слышат сочетание Hi-Fi, у них иногда возникают ассоциации с красивой жизнью: большие усадьбы, белоснежные яхты, престижные машины. И на мысли «это только для богатых» метания души обычно успокаиваются. На самом деле билет в волшебный мир Hi-Fi дешевле, чем многим кажется. Конечно же, Hi-Fi стереосистему нельзя отнести к удовольствиям, доступным всем (жителям стран третьего мира). Однако если не замахиваться на «самое-самое», а ограничиться бюджетной техникой, то можно обойтись без обременительных затрат для семейного бюджета. В таком случае компонент от вполне авторитетного, но малоизвестного в народе, Hi-Fi бренда может стоить дешевле, чем модный гаджет от знакомых всем производителей потребительской техники. Но если вы хотите получить впечатляющий результат, то все-таки придется раскошелиться.

Hi-Fi системы не только отлично играют музыку, но и украшают интерьер

Цена вопроса

Некоторые обыватели считают, что отдать за $1000 это что-то выходящее за рамки здравого смысла. А кто-то из увлеченных энтузиастов будет спорить, что компоненты дешевле $2000 по определению «не играют». Каждый по-своему прав, ведь берет за основу свои знания, предпочтения и финансовые возможности. Поэтому, нет точного ответа на вопрос «сколько надо потратить на технику, чтобы получить тот самый Hi-Fi?». Мы попробуем очертить рамки цен, на которые вы можете ориентироваться (хотя они не являются эталоном, и прислушиваться к ним стоит осторожно).

В качестве ориентиров мы взяли современные продуктовые линейки европейских и японских компаний, которые можно считать родоначальниками традиций в мире Hi-Fi. Как правило, у каждого бренда есть несколько серий, рассчитанных на потребителей с разными запросами и толщиной кошелька. Серии продуктов иногда обновляются, снимаются с производства или выпускаются новые. Но общий уровень цен остается примерно на одном уровне последние 10 лет и вряд ли существенно изменится в ближайшее время.

Итак, Hi-Fi компоненты и акустическую пару бюджетного класса можно купить за $300-1000, среднего класса - за $1000-2500, высокого класса - за $2500-5000. Более высокие цены лежит в области, которую мы не будем затрагивать - там царят эмоции неподвластные разуму. Надо учесть и затраты на аксессуары (кабели, стойки, сетевые фильтры и др.), которые можно оценить в 5-20% стоимости всей системы. В итоге, получается, что бюджетная традиционная система из трех компонентов (плеер, усилитель, акустика) обойдется примерно в $1000-3500, система среднего класса - в $3500-7500, а система высокого класса - в $7500-15000.

Первый вариант годится в качестве стартовой системы для новичков или дополнительной системы (например, чтобы скрасить отдых на даче). Второй вариант оптимален с точки зрения цена/качества - за адекватную цену вы получаете отличные компоненты. Ну а третий вариант это выбор узкого круга энтузиастов, которые не нуждаются в наших рекомендациях или хорошо обеспеченных новичков, которые хотят быть уверенны, что получат первоклассный результат.

Пугающий выбор

С бюджетом мы разобрались, теперь подумаем, как собственно выбрать систему. Наиболее важной и сложной (а также интересной!) задачей является подбор компонентов - акустики, CD-плеера, интегрального усилителя и аксессуаров. Выбор настолько большой, что аж глаза разбегаются! Сначала, конечно же, разобраться во всем разнообразии техники очень сложно. Есть много брендов, которые выпускают практические одинаковые с виду и по техническим показателям коробочки и колоночки. Причем бренды эти, как правило не знакомы, тем, кто раньше не увлекался дорогой AV-техникой. К примеру, знакомы вам бренды Dynaudio, Primare, Furutech? Скорее всего - нет. А опытный аудиофил если и не расскажет вам, как создавались эти компании и каковы их успехи в последнем квартале, то уж наверняка знает, что они выпускают и чем выделяются среди других компаний. А что уже о говорить конкретных моделях таких брендов? К примеру, у датского производителя акустики Dynaudio аж 8 линеек домашней акустики для стереосистем и домашних кинотеатров (и это не считая другие виды акустики) в каждой из которых несколько моделей.

Пример бюджетной стереосистемы (фото взято с www.audioaffair.co.uk)

Такой широкий выбор может и не испугает вас, но назвать его легким нельзя. Многие в такой ситуации бросаются за чтение специализированных журналов и форумов. И после этого запутываются еще больше (потому, что оказывается что «одинаковых» компонентов не много, а очень много) или проникаются симпатией к каким-то брендам и настраиваются на их покупку (из-за хороших оценок в обзорах и сравнительных тестах). Так или иначе, не стоит делать однозначные выводы об аудио-технике по отзывам бывалых форумчан, экспертов, знакомых. Можно принять во внимание теоретические советы, но слушать вам, а не им. Поэтому следует отправиться в Hi-Fi салоны и самостоятельно прослушать несколько систем, которые вписываются в бюджет. Чем больше вариантов удастся послушать - тем лучше.

Фирменное звучание

И вот на этом моменте нелегкого, но увлекательного пути по миру Hi-Fi, вы, скорее всего, заметите важный тренд. Компоненты и акустика от разных производителей с одинаковым ценником играют по-разному. Порой отличия совсем не большие, но ощутимы при внимательном прослушивании. А представители одного бренда играют похоже (при этом дорогие модели делают это интереснее, чем дешевые). Ну и дизайн само собой в рамках одной линейки продуктов одинаковый. Все дело в том, что многие производители на протяжении нескольких десятков лет своей деятельности выработали собственные концепции, которые отражаются на том, как выглядят и звучат их продукты. Про эти концепции, которые выражаются в фирменном звучании, идут бесконечные споры на форумах... и будут идти вечно. Потому, что нельзя определить какая концепция лучше. Можно лишь выбрать ту, которая вам подходит больше. Именно вам. Hi-Fi это не единый эталон для всех. Hi-Fi это индивидуальный выбор.

Вместе с тем, мы предложим вам несколько вариантов систем, которые основаны на предпочтениях энтузиастов, советах продавцов, тестированиях в Hi-Fi прессе. И что не менее важно, практически все они продаются в Украине. Сами производители весьма сдержанно советуют к своим продуктам напарников, отмечая обычно, что «для нашей техники надо подбирать как можно более качественных партнеров». Наши примеры можно взять в качестве отправной точки для поиска своего саунда. А возможно вы найдете среди них то, что нужно.

Так сложилось, что одни компании выпускают акустику, а другие - электронные компоненты для нее. Причем вторые зачастую производят широкий спектр компонентов: CD-плееры, усилители, тюнеры и т. д. Мы советуем новичкам упростить выбор и купить плеер и усилитель от одного производителя из одной линейки. Это обеспечит визуальную совместимость, удачное сочетание по звучанию и зачастую возможность управлять всей системой одним пультом ДУ.

Компоненты из одной продуктовой линейки обычно хорошо сочетаются с друг другом по всем параметрам

Бюджетный класс

Средний класс

($2000) + ($1500) + ($2000)
($1800) + Marantz PM KI Pearl LITE ($1800) + Triangle Esprit Altea EX ($1800)
Exposure 3010S2 CD ($2000) + , Denon DCD-2010AE, Marantz SA KI Pearl Light и др. Появились и специальные сетевые плееры от именитых брендов: Marantz NA7004, Yamaha NP-S2000. Также энтузиасты собирают и настраивают комбинации из музыкального компьютера и внешнего ЦАП (Arcam rDAc, Cambridge Audio DacMagic, Hegel HD20, PS Audio Digital Link III и др.).

Резюме

Напоследок отметим, что выбор стереосистемы - непростой, но интересный процесс. Выбрав ценовую категорию, займитесь прослушиваем доступным вариантов. Выбирайте исходя из своих впечатлений, а не по советам «знатоков». Купив комплект из CD-плеера, интегрального усилителя и акустики, вы получите традиционный Hi-Fi комплект. Хорошая система будет долго радовать вас отличным звучанием музыки и не будет морально устаревать как модная портативная электроника. Потратив деньги один раз можно радоваться очень долго. Со временем, если увлечетесь Hi-Fi (и начитаетесь форумов и журналов), возможно, вы ее замените на более серьезную систему или расширите до домашнего кинотеатра. В общем, мы рассказали лишь о первом шаге и возможно у вас еще все впереди.

Я минимально поправил старую статью, охаянную платными троллями рунета, которые рядятся под простых граждан и скромных профи. Статья строго для новых пользователей и меломанов. «Игзибитные» косноязычные циники, «аудиопортальные» инженера-схемотехники не почерпнут, поскольку не понимают в звуке, но пыжатся. Зато ежегодно обновляется поколение платежеспособного жаждущего покупателя. Это для него - бесконечное «пережевывание откровений» в наших горе-экспертных СМИ («Не включайте ваш акустический провод в электророзетку!») и смещение акцентов («Усилитель не читает WAV файлы, но имеет удобные маленькие кнопки»). Для этих «недавних двоечников, ныне манагеров» - музыка от Елки до Рэйдиоухаэт, уши-бананы, планшеты-чернобыли и прочие «вебинары» как видимость хай-тек-счастья. Они понимают масштаб своего околпачивания и потому тайком заходят ко мне сюда, за порцией нормы. Извольте.

Что такое стереосистема? Некоторые называют так мини-систему, музыкальный центр. Но такие комплексы обычно маломощны, оснащены маленькими колонками, и у них нет входа для проигрывателя винила. Поэтому настоящая стереосистема включает пару напольных колонок, стереоусилитель, CD и/или «виниловый» проигрыватель. Без FM-тюнера или ресивера. Радиостанции не всегда устраивают пользователей выбором ди-джея, рекламой и качеством вещания. Перечисленные компоненты системы — основные, поскольку при желании, с целью улучшить звук или функциональность системы, их можно варьировать. Например — добавить эквалайзер.

По категории цены и качества системы и отдельные компоненты подразделяются на Hi-Fi и Hi-End. Функциональная особенность и признак Hi-End — отсутствие тембральных (тональных) регулировок на усилителе, использование ламп в аналоговых схемах, значительно более массивные шасси аппаратов. Опираясь на собственный опыт, исследования и экспертизу, изготовители полагают, что все эти факторы работают на улучшение качества воспроизведения цифровых или аналоговых носителей.

Некоторые пользователи пришли к выводу, что стерео превосходит 5.1 по части озвучивания саундтреков. В этом случае источником аудио служит DVD-проигрыватель, подключённый к стереоусилителю по аналоговому 2.0-выходу или по цифровому выходу (лучше — коаксиальному), если усилитель оборудован собственным ЦАПом. Если читатель относится к той же категории пользователей или хочет проверить это наблюдение на своем опыте, то он должен не забыть выбрать 2.0 (PCM) режим в меню диска DVD.

Если читатель принимает вышеизложенные моменты и доверяет данному эксперту, то далее следуют тезисы без их доказательств. Те, кто считают такое изложение голословным, могут добыть доказательства самостоятельно. Как, впрочем, и антитезу, которой хватает в рунете.

Факторы превосходства стереосистемы

Специфические цифровые искажения, известные в физике как джиттер и связанные с передачей данных, на консервативном аналоговом стерео не существуют. Джиттер возникает на механике цифровой медиа и умножается на каждой стадии передачи и обработки цифровых данных, то есть максимально — в домашнем театре.

Фазовые погрешности и прочие неточности звука, возникавшие вследствие расхождения в номинале деталей в аналоговых цепях, теперь ликвидированы. Расхождения зачастую выражаются в сотой доли процента от общего потенциала системы.

Система 2.0 — это 2 канала, включая и бас. Мы слышим звук двумя ушами, а не пятью или семью. У нас нет отдельного уха для НЧ. Любое 5.1 — 9.1 означает намного больше каналов, то есть отдельных путей, которые затем складываются в общий звук в комнате. Несмотря на постоянное улучшение этого сложения в схемах «про лоджик» - (аналоговое) стерео естественнее.

В стерео традиционно доминирует аналог. По сравнению с доцифровой эпохой, нынешняя аналоговая техника обладает более высокими спецификациями. Эти спецификации предельные. Например, мы не можем услышать информацию за пределами 20 кГц и фон за пределами 90 дБ в соотношении сигнал/шум. Цифровое многоканальное аудио совершенствуется в направлении более высоких спецификаций, которые неощутимы на слух.

Только система 2.0 предлагает пользователю свободу выбора между полностью аналоговой ламповой или же транзисторной схемами, между винилом и CD. Виниловый сигнал по своей природе не терпит цифровых обработок. Лампу нельзя использовать в схеме цифрового процессора. Многоканальные ламповые усилители мощности для домашнего театра не прижились на рынке и получили плохие отзывы.

Классическое стерео даёт «плавный» звук, а не «резкий цифровой». Это выражается в виде плавного спада краёв спектра частот на графике АЧХ. Физики признают такую ниспадающую частотную характеристику естественной для человеческого уха. Системы 5.1 — 7.1, включая режимы Dolby Surround (DPL, Neo и т. д.) для обработки аналогового сигнала, несут довольно искусственную тыловую 3D информацию.

Стереосистема это — меньше блоков, меньше подключений, настроек и проводов, меньше износа со временем и меньше шансов для морального устаревания. Такие аналоговые форматы как винил не меняются, тогда как алгоритмы и форматы для цифрового аудио изменяются вплоть до полной несовместимости с прежними.

2.0 адекватно воспринимается как в «напольном», так и в «полочном» варианте при условии, что вы находитесь в зоне между динамиками. Ресиверы последнего поколения имеют сложную настройку на данную вам комнату, что неизбежно вносит еще больше искусственности в звук программы. Графические эквалайзеры 70-х годов уже претендовали на идеальную настройку «под комнату». С этим фактом стоит считаться.

Принципы подбора стереосистемы

Разработчики бытовой аудиотехники, в отличие от разработчиков аудиотехники студийной, изначально учитывают усреднённое влияние комнаты на звук, то есть отражения от стен и прочие факторы (в перечисление и объяснение которых я тут не вступаю). Поэтому покупайте только бытовые модели, даже если повстречаете более привлекательные по дизайну, цене или техническим данным профессионально-студийные аппараты.

Вопрос класса техники при выборе. Скептики, примите на веру: собрать жестоко рассогласованную систему сегодня невозможно, а согласовать прочее можно эмпирически — звуковыми кабелями, поскольку они тоже влияют на звук. Проблема выбора может быть скрыта в другом: однотипные проигрыватели винила или CD звучат, ведут себя и даже ломаются по-разному. Происходит это потому, что каждый изготовитель вносит в базовую схему свои особенности. Отсюда второй важный аспект: выбор «доверенных» брендов.

Бренды и окрас звучания

Хороший бренд отличается от плохого идеологией или намеренным формированием звука с определённой окраской, характером. Что это такое? Очень сжато: европейский звук является рельефным, когда звуковые образы вычленяются из сцены с собственным «воздухом». Американский звук добавляет сюда же агрессию, остроту и отточенность образов. Японский как бы смягчает, упрощает и ужимает американский характер. Бесхарактерный бренд, например — безымянная (no name) китайская сборка, звучит неубедительно, скучно и неинтересно, несмотря на стереоэффект, звон верхов и уханье басов. Подобный звук мы встречаем в портативной медиа, в компьютерном и кар-аудио. Это отмечается здесь в связи с заблуждением, что удовлетворительную домашнюю стереосистему можно строить на таких компонентах тоже.

Ещё по тому же вопросу для лучшей ориентации читателя в брендах. Азиатские производители акцентируют средние частоты (СЧ), то есть «мясо» музыки. Они популярны, так как многие люди свыклись с музыкой МР3 в полосе не шире 100 Гц — 10 кГц, то есть преимущественно СЧ. Статьи о якобы «качественном МР3» тому подтверждение. Далее. Иные японские бренды выросли из некоторых американских, а те почитают более протяжённые частоты, то есть агрессивный звук. Пример рельефности — типичная техника из Скандинавии, Германии, редко — из Англии. Характер звука закладывается идеологией разработчика, элементной базой (и даже руками!) на фабрике. Если, скажем, в китайской провинции на фабрике идет сборка европейской техники, то баланс (характер её звука) сложится из перевеса евро- или азиатских факторов.

Яркий современный пример такой рельефно звучащей акустики - последний выпуск марки DALI - модель Epicon 6. Они имеют внушительный объем (литраж), который позволяет формировать в пространстве большую крупную образность. Столь же щедро выполненные массивные корпуса и внутреннее демпфирование эффективно компенсируют самое слабое место этого датского хай-энда - высокотехнологичные, однако же стандартные динамики. Парадокс, но сильнейшее преимущество конструкции - тоже динамики: наличие ленточной пищалки, которую прекрасно дополняет естественно звучащий древесный диффузор на СЧ и НЧ. То бишь, достоинства есть продолжение наших недостатков.

Колонки столь же потенциально богаты гипертрофированной естественностью (!), сколь они же щепетильны к системе и к обработке комнаты. Как минимум, не помешает бугристый поролон по задней стене комнаты и по 45-градусному углу спереди. Колонки рождают низкий бас с «грудными резонансами» плюс абсолютно раскованный верх быстрых звуковых «превращений». Они и прозрачны, и глубоки одновременно. Они по-современному утомительны настолько, насколько может быть утомителен концерт, выставленный максимально комфортно для вашего уха. В этом плане колонки моментально низводят самый естественный винтаж до уровня монотонно бубнящей радиоточки. Разочароваться в винтаже - вот удел всякого, кто досконально выставил у себя «Эпиконы шестые».

Такое имеет место на всяком очередном мировом hi-fi шоу с участием данной модели в системе. Модель получила титул высшего студийного достижения и на недавнем шоу в Испании. Как водится, (кауда более честный) тамошний эксперт придерживался аудиофильских критериев, а вовсе не кивал на измерения. Измерения есть суть схоластика, а талант не пропьешь. Увы, новых метафор за годы экспертизы не появилось, поэтому испанцы оперлись на старые; они признают, что ожидали сразу многого от столь красивой и благородной акустики. Ждали и реализма, и воспроизведения акустики некоего концертного зала, и приятных сюрпризов. Что ж, они получили весь букет, за что нарекли «Эпиконы» уникумами.

Для нас здесь важно отметить «широкую звуковую сцену, где каждый музыкальный инструмент закреплен в своей точке пространства» плюс «утонченность». Это мы называем рельефностью. В отличие от типичного современного хай-энда, Epicon 6 несет слушателю не только разборчивость, но еще и консервативную теплоту наряду с ясным прозрачным звуком. То есть, колонки попросту лишают критиканов возможности придраться к чему-либо.

Характерно, что стандарты инженерии распространяются на весь модельный ряд Epicon! Модель 2, будучи существенно дешевле и несколько меньше по объему, не жертвует ни в звуке, ни в конструкции - лишь в возможностях охвата площади помещения. Но достаточно больших помещений в РФ просто нет.

В рунете можно встретить признание этой акустики во Франции. Опять отмечена прозрачность сцены, естество и тембральное богатство (хай-фиделизм звука), быстрота реакции (волнующее вычленение ритм-секции в оркестре!). Признано, что колонкам безразличны параметры усилителя - сопротивление и прочее. Тамошние эксперты влюбились в эту акустику, и этому можно верить.

Сегодня большинство прочих моделей аудио звучат холодно и аналитично. Они составят довольно убедительную систему, если избегать включать сюда винтаж. Вопрос аудиофильской сочетаемости тоже остается, и для корректной оценки каждого компонента в системе понадобится «слухач» - аудиофил с большим опытом, с хорошей ассоциативной памятью и с достаточным запасом слов, чтоб точнее описать звук каждого. Следует понимать, что местные СМИ и мировые экспортеры техники давно взяли курс на упрочение вульгарной экспертизы в РФ, дабы клиент имел ложные критерии ценности. Если вы способны отключить влияние этой «геббельсовской пропаганды» - попробуйте сконцентрироваться на пространственной составляющей звука. Неплохо бы понимать, какие бренды имеют родственную идеологию. Такая «система близких родственников» будет звучать пространственно даже на цифре, словно системы нету вообще. Звук получится конкретным и при этом словно из воздуха: вокруг, вне и между колонок. Если музыканты как бы «сидят» в громкоговорителях — вы, очевидно, ошиблись в полярности на проводе или пренебрегли стабилизатором напряжения для системы.

Принципы и порядок подбора элементов

Приоритеты располагаются так:

XLR гнезда на панели аппарата даны не для красоты. Они означают дорогую симметричную схему у проигрывателей CD и усилителей класса Hi-End. Это полностью «независимая» и идентичная схема по каждому из каналов. Сигнал в этом случае проходит через схему раздельно и по каналам, и по «полярности» (отдельно «плюс» и отдельно «минус»). Это способствует формированию абсолютно точного звукового образа и реалистичной звуковой сцены, проявляет массу важных нюансов. Если вы решились на траты и столь высокий класс, то и ваши колонки должны иметь тоже пару разъёмов. Тогда вы вольны подключить их к усилителю мощности в би-вайринге или в би-ампинге — это может дать хорошие результаты. Пусть термины не пугают новичка: схемы детально проиллюстрированы в паспортах ресиверов и усилителей (обладающих возможностью такого подключения). В первом случае каждая пара колоночных контактов подключается к одному и тому же усилителю мощности, во втором — к двум идентичным усилителям. Этот же принцип раздельного усиления динамиков успешно воплощён в активных колонках.

Дополнительно к прошлым славным цифровым хай-рез форматам сегодня существует HD аудио с передачей данных по HDMI, но в плане полноценной музсцены всем им далеко до уровня аналога. Для всякого цифрового формата характерно выпадение данных или ущемление одних участков АЧХ за счет других.

Деление функциональных элементов на отдельно приобретаемые блоки. То есть: вместо проигрывателя — транспорт (механизм плюс датчик CD) и блок ЦАПа. Вместо полного «интегрального» усилителя — предварительный и мощный усилители, и т. д. Также можно найти и купить блоки питания для каждого аппарата, стабилизатор напряжения для всей системы, блок эквалайзера. Понятно, что интегрированные блоки дешевле, и система, собранная только из проигрывателя, усилителя и колонок обойдётся в меньшую сумму.

Головка для винила типов ММ (IM, MI) или МС с соответствующим фонокорректором. Для МС часто приобретается сочетание из «повышающего» (уровень громкости) трансформатора + «обычный» фонокорректор для ММ.

Пассик или прямой привод, съёмный или встроенный тонарм на виниле. Хорошие пассиковые проигрыватели очень дороги, «бытовой» прямой привод выпускается всё реже. У того и другого есть свои «за» и «против», о чём вы могли уже читать в специальных статьях. Тренд нашего времени - интерес к роликовому («айдлер») приводу винила. В подтверждение моего тезиса про «звучание» каждого винтика в конструкции проигрывателя, данный тип привода «из 50-х годов прошлого века» (бррр новояз!) вновь оценен аудиофилами как уникально звучащий, как передающий больше плотности, глубины сцены и тела инструментов. При этом некогда важные показатели детонации и рокота (уровня шума) просто презираются. Покамест ни одна хай-энд фирма мира не откликнулась на тренд, но «времена, они меняются».

Важно также учитывать мощность и сопротивление усилителя и колонок. Объясняю. 20-ваттный (на канал) усилитель будет играть слишком тихо для больших 200-ваттных колонок и приемлемо для 100-ваттников. Мощность указывается на конкретное сопротивление, и если это 8 Ом, то значит, аппарат на треть мощнее по 4 Омам. Чем ближе мощность усилителя и колонок, тем лучше, но это непринципиально для «полочников» (у них слишком много других ограничений). Выбирая напольные колонки (почему — сказано выше), можно обратить внимание на их чувствительность — этот параметр почти всегда проставлен. Если чувствительность ниже 85 дБ, то ждите «жёсткого», немилосердного звука, особенно от маломощного усилителя. Пара оговорок: чувствительность связана с типом корпуса и зачастую проставляется «от фонаря». Для иллюстрации этого утверждения один факт: забирая готовую партию с одного китайского завода, некий заказчик-разработчик некой модели колонок распорядился заменить таблички с техническими данными на «более привлекательные».

Цифровой проигрыватель и проигрыватель винила заявляют о качестве звука своим видом, весом и изыском, а не спецификациями. Это простой и надежный путь для нежелающих вникать глубже. CD-проигрыватель, где привод пассиковый или где на диск опускается особо массивный прижим (или гирька), лучше. Винил — это прежде всего инженерия тонарма, длина (от крепления до иглы) в котором у лучших экземпляров составляет до 240 мм и имеет гирьку-балансир с левого бока и антискейтинг с правого. Тонармы «параллельного» трекинга типа тангенс теоретически правильнее, но на деле подвержены большей вибрации и нестабильности тонарма плюс у них специфичная излишне обостренная звуковая сцена с уменьшенной пространственностью. При выборе проигрывателя винила следует обратить внимание на уровень детонации — он должен быть не больше 0,5%, и на соотношение сигнал/шум — не ниже 50 дБ.

Акустическая обработка помещения

Как я уже говорил, разработчики бытовой аудиотехники изначально учитывают усреднённое влияние комнаты на звук. Практически это значит, что пользователь может вообще не проводить акустическую обработку, положившись на «мудрость» системы в формировании убедительного звучания в нём.

Однако вот пара советов. Обычно звук напольных стереоколонок улучшается, если непосредственно на стене позади них, сбоку от них и по центру потолка повесить декоративные коврики, а радикальное решение — натяжные стены и потолок. На полу ворсистый ковер или настил обязателен. Мебель в комнате улучшает звук, если она закрывает противоположные от колонок углы и вообще — стены комнаты. Если идти в обработке дальше, то можно купить специальный набор средств и руководствоваться инструкцией.

Примеры комплектации: решения, плюсы и минусы

Бюджетный уровень. Наилучшее решение из обзоров последнего времени - это музцентры TEAC. Они благополучно совмещают источники мультимедиа и «новая медиа» с консервативными (phono или винил), ну а кассетные деки (еще одна неувядающая категория винтажа) подключаются по внешней шине. Их усилители рассчитаны на полочную акустику. Однако у TEAC есть модели предварительного усиления, куда (в том числе, и идеологически) замечательно подходят активные колонки студийно-бытовой уникальной финской марки Genelec. Преимущество данной конфигурации и комплектации - в высокой перегрузочной способности системы. На ней достижимы оглушительные пороги звукового давления без слышимых искажений, то есть - наилучший достижимый эффект живого концерта, не выходя из дома… или из тюрьмы, если клиент содержится именно там. Средняя ценовая категория. Базовую систему можно собрать на компонентах AVM, TEAC или (лампровый) Luxman с акустикой B&W. Это несколько тысяч долларов денег, и вы получаете «гибкую» и открытую к дополнениям конфигурацию, которая неприхотлива к обработке помещения и которая вкусно сочно и ненавязчиво звучит. Высшая ценовая категория. Колонки DALI либо Thiel, усилитель Classe cоставят ядро системы, которая благополучно достраивается источниками либо встраивается в домашний театр. На идеологию можно махнуть рукой в силу калибра компонентов. Это парад не идеологии, а щедрой инженерии.

Заключение

Стереосистема, собранная из блоков, лучше музыкальных центров. Это может быть откровением для многих новичков, которые считают планшет «нормальным аудио», а музыкальный центр — хай-эндом. Можно привести более предметные признаки Hi-Fi и Hi-End. Такие системы отличаются высоким потреблением тока (примерно 1000 вольт-ампер), колонками с большой поверхностью излучения (басовики 8" — 12") и соответственно — способностью чисто озвучить любой (моно или стерео) внешний аудиоисточник. После установки такая система может регулироваться по чувствительности входа, по громкости и балансу двух каналов, а также по частотам опционного эквалайзера, реже — по реверберации. В последнем случае прибегают к микрофонам, анализатору спектра студийного класса либо к цифровому динамическому экспандеру (который всё «понимает» и настраивает за хозяина). Существуют и полностью цифровые аудиосистемы, способные выполнять настройки самостоятельно и не менее точно: например, Meridian (Англия).

Системы, о которых я расскажу в этот раз, необычны, как и их владелец, и история их построения. Да и рассказать обо всем, что работает, играет и показывает в разных комнатах этого большого загородного дома, не получится - объективно не хватит места. Поэтому остается только одно - сосредоточиться на основных системах, наиболее интересных и значимых. Более того, системы в доме «живые» - растут и изменяются. Притом такими темпами, что будет интересно приехать в этот же дом, к примеру, через полгода и посмотреть, как все изменится.

Дом построен достаточно давно и практически сразу начал наполняться техникой. Это и стереотракты, которые как-то менялись и эволюционировали, и телевизоры, некоторая часть которых постепенно обросла системами многоканального звука. Тут надо отдать должное энтузиазму и увлеченности владельца дома - он меломан с многолетним стажем, в молодости занимался в том числе и переписыванием пластинок «на ребра» (наверное, некоторые еще помнят, придуманный в давние советские времена способ кустарной записи пластинок на использованных рентгеновских снимках). Позже были многочисленные записи «квартирников» с участием советских бардов. Да и собственная коллекция виниловых пластинок начала складываться еще в 70-е годы, и часть из этого винила сохранилась по сей день. Мне, конечно, хотелось бы рассказать об этой коллекции и показать ее, но сейчас места для хранения фонотеки в процессе реорганизации, и несколько тысяч пластинок сложены в коробках на разных этажах дома. В фонотеке совершенно разные записи: и рок (вплоть до современного), и джаз, и симфоническая музыка.

Поскольку разброс жанров велик, то и стереосистема строилась всеядная, но с упором на отличную динамику, напористость и мощную подачу баса. Предшественница ее была намного проще - усилитель и акустика Т+А и старенькая прямоприводная вертушка Technics. А потом в какой-то момент владелец решил собрать тракт на порядок лучше, хотя и с сохранением привычной стилистики звучания. И во всем происходящем есть такая особенность - техника в доме не находится в застывшем состоянии, постоянно что-то добавляется, меняется местами (как раз в день нашего приезда в стереосистеме поселился новый сабвуфер Velodyne Digital Drive 1812 Signature Edition, а стоявший здесь ранее REL G1 отправился на другой этаж), а многое еще в планах на будущее.

Стереосистема собрана в достаточно просторном помещении, но, по словам владельца, делалась она как система для одного слушателя, не для фоновых прослушиваний, поэтому тот факт, что звук сфокусирован в одной небольшой зоне, вполне отвечает поставленным задачам. Акустика T+A Solitaire CWT1000 сама по себе имеет достаточно выраженную направленность, но это совершенно не помеха в нашем случае. В плане акустики можно обратить внимание на одну особенность - вообще-то ее по рекомендациям производителя нужно располагать так, чтобы активные ленточные твитеры были внутри, в нашем же случае все установлено наоборот. Такая схема была выбрана экспериментальным путем, и скажу, что придираться к звуку поводов не нашлось.

Возможно, в расстановке что-то изменится, но только после того, как в комнате появятся многочисленные шкафы для пластинок, а также некоторое количество элементов звуковой обработки. Про активный сабвуфер Velodyne Digital Drive 1812 Signature Edition я уже упоминал, теперь он получил свое постоянное место в системе. Впечатления от баса, надо сказать, незабываемые. Это лучше один раз услышать, чем пытаться описать. Недаром этот аппарат считается одним из наиболее совершенных сабвуферов.

Акустика Т+А усиливается не совсем обычным способом. Ленточные высокочастотные излучатели имеют собственное усиление, а среднечастотную и басовую секцию усиливают четыре стереоусилителя мощности Т+А А 1560, включенные в мостовом режиме. Предусилитель, как и логично было предположить, Т+А Р 1260 R. Все-таки задумывалась система изначально так, чтобы все компоненты были производства Т+А.

Источников несколько, это и CD/SACD-проигрыватель Т+А SACD 1260 R, и сетевой проигрыватель Т+А МР 1260 R, воспроизводящий музыкальные файлы с сетевого накопителя Qnap со скромной внутренней начинкой из восьми жестких дисков.

И конечно же, проигрыватель виниловых пластинок. В настоящий момент это Т+А G1260 с головкой звукоснимателя Benz-Micro Ebony L. А фонокорректор уже выходит за рамки системы из компонентов одного-единственного производителя - это Nagra VPS Valve Phono Stage. В планах владельца установить еще один проигрыватель, скорее всего, это будет SME. Фонокорректор имеет два входа, поэтому использоваться будут обе вертушки, просто за счет подбора головок каждая из них станет более специализированной, предназначенной для разных жанров и разных изданий.

Все это многообразие техники располагается на модульных наборных стойках Audio Magic Hepta. Кабельная обвязка тракта - различные модели кабелей Analysis-Plus. По питанию также установлены два сетевых фильтра Isol-8 SubStation 3 Vogue. И еще нюанс - предусилитель и все источники установлены не непосредственно на полках, а на конусах Cold Ray 4 Ceramic Black.

Следующий объект нашего внимания - кинотеатр в спальне. Построен он с использованием не проектора, а ЖК-телевизора Sharp LC-70LE857RU. В ближайших планах замена его на что-то большее по диагонали. Акустическая система кинотеатра пока в процессе формирования. Сейчас свои постоянные места заняла фронтальная акустика Legacy Audio Focus SE, тылы Legacy Audio Phantom HD, а вот центральный канал Legacy Audio Marquis HD пока еще в пути - по приезде он заменит центр Elac СС 241, который в свою очередь отправится в другую систему, о которой я расскажу дальше. Сабвуфер REL G1 переехал сюда из стереосистемы. Процессор Arcam FMJ AV888, многоканальный усилитель Arcam FMJ Р777 и Blu-ray-проигрыватель Electrocompaniet ЕМР-2 также недолго останутся на своем месте - в перспективе их заменят аппараты McIntosh. Прогнозировать, что же будет с кабельной обвязкой, наверное, нет смысла, но сейчас это акустические Analysis-Plus, сетевые Supra и межблочники Nordost. По питанию система подключена через сетевой фильтр Monster HTS 2600, дальнейшую судьбу которого тоже сложно предугадать.

И еще одна система - тоже телевизор с многоканальным звуком. И, казалось бы, где? На кухне! Впрочем, проведя на этой самой кухне несколько часов за обедом, кофе и долгими разговорами с владельцем дома, можно совершенно спокойно предположить, что это вполне жизненная ситуация, звук и изображение здесь вполне к месту. Телевизор пока Samsung, его скоро заменит Sharp из спальни. Вероятно, сюда же перекочуют усилитель и процессор Arcam, Blu-ray-проигрыватель Electrocompaniet и центральный канал Elac СС 241. Тогда в плане звука получится система, полностью построенная на акустике Elac: напольники на фронтах Elac FS 249, тылы-полочники Elac BS 244, сабвуфер Elac SUB 2080 D. Пока же источник и усиление - Blu-ray-проигрыватель Onkyo BD-SP809, процессор Onkyo PR-SC5509, усилитель мощности Onkyo РА-МС5501. Запитана вся система через сетевой фильтр Isol-8 Cleanline 2.

Кстати, интересно обратить внимание на центральный канал - пока Elac занят в другой системе, здесь используется центр Bowers & Wilkins из линейки, выпускавшейся много лет назад. И он не останется без дела, так как в одной из спален как раз имеются все остальные компоненты этой серии - напольные фронты, полочные тылы. Так что всему найдется применение, да и аппараты Onkyo не пропадут.

И есть в доме еще одна система, которую мало кто видит, но не сказать о ней нельзя. Это система электроснабжения. Ее владелец строил сам, а некоторые компоненты заказывались непосредственно у производителей в разных странах. Принцип вполне известный - мощный стабилизатор напряжения, огромный блок гелевых аккумуляторов, инверторы, которые в случае отключения питания преобразуют постоянный ток аккумуляторов в переменный и выдают чистые 220 В и генератор, на тот случай, когда батарей уже не хватает. Так что хорошо знакомых многим жителям Подмосковья проблем со скачками напряжения, отключениями и помехами обитатели этого дома просто не замечают.

И последний штрих - управление. Каких-либо централизованных систем «умного дома» изначально не планировалось, не планируется и сейчас (по идеологическим соображениям, если можно так сказать). Поэтому в системах использованы ИК-излучатель Nevo Connect NC-50 и универсальные пульты Nevo Q50 для систем кинотеатральных и Nevo S70 для стереосистемы.

Читайте также: