Целенаправленные и целеустремленные системы. Целенаправленные и целеустремленные системы О целеустремленных системах

Производитель: "Книга по Требованию"

Эта книга представляет собой попытку выработать систему понятий, позволяющих описать и объяснить человеческое поведение как`систему целеустремленных действий`. Разумеется, авторы - далеко не первые исследователи человеческого поведения. Достаточно указать на бихевиористов, критическому анализу работ которых в книге уделено немало места. Однако пока на эту сложную проблему не выработался единый взгляд и нельзя говорить о создании объективной научной теории. Р. Акофф и Ф. Эмери критически переработали обширный материал и предложили свою концепцию; их книга знакомит читателя как с их собственными взглядами, так и с историей вопроса. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1974 года (издательство`Советское радио`).

Издательство: "Книга по Требованию" (2012)

Формат: 84x108/16мм, 270 стр.

  • «Планирование будущего корпорации»,
  • «Акофф о менеджменте» и др.

Получил степень бакалавр архитектуры в Университете Пенсильвании в .

Другие книги схожей тематики:

См. также в других словарях:

    Один из элементов поведения и сознат. деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определ. средств. Ц. выступает как способ интеграции различных действий… … Философская энциклопедия

    Деятельность, направленная на повышение эффективности фирм, компаний, организаций. Содержание 1 Виды управленческого консалтинга 1.1 Стратегический консалтинг … Википедия

    Один из элементов поведения и сознательной деятельности (См. Деятельность) человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Ц. выступает как способ… … Большая советская энциклопедия

    Психологическая совместимость характеристика длительного взаимодействия между двумя и более индивидами, при котором проявления свойственных данным индивидам устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым, без внешнего… … Википедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Адаптация … Википедия

    - (также индекс разнообразия) безразмерный показатель, применяемый в биологии для определения степени равномерности распределения признаков объектов выборки. Двойственным понятием для разнообразия является понятие однородности или концентрации.… … Википедия

    Предисловие Модель А 1 2 4 3 6 5 7 8 Таблица собрана из текста со страниц Соционический тип (там поаспектные описания представлены сгруппированными по соционически … Википедия

    МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Памятная табличка на первом в стране жилом здании МЖК (г.… … Википедия

    МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия

    МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия

Целенаправленные, целеустремленные системы

При изучении экономических, организационных объектов важно выделять класс целенаправленных, или целеустремленных, систем . В этом классе, в свою очередь, можно выделить системы, в которых цели задаются извне (обычно это имеет место в закрытых системах), и системы, в которых цели формируются внутри системы (что характерно для открытых, самоорганизующихся систем).

Закономерности целеобразования в самоорганизующихся системах рассматриваются ниже. Методики, помогающие формировать и анализировать структуры целей, рассмотрены в гл. 5.

Классификации систем по сложности

Существует несколько подходов к разделению систем по сложности.

Вначале термины "большая система" и "сложная система" использовались как синонимы. Некоторые исследователи связывали сложность с числом элементов. Так, У. Р. Эшби считал, что система является большой с точки зрения наблюдателя, возможности которого она превосходит в каком-то аспекте, важном для достижения цели.

При этом один и тот же материальный объект в зависимости от цели наблюдателя и средств, имеющихся в его распоряжении, можно отображать или не отображать большой системой и, кроме того, физические размеры объекта не являются критерием отнесения объекта к классу больших систем.

Н. П. Бусленко предложил в силу отсутствия четкого определения отнесения системы к разряду больших и относительной условности этого понятия связывать понятие большая система с тем, какую роль играют при изучении системы комплексные общесистемные вопросы, что, естественно, зависит от свойств систем и классов решаемых задач .

Для сфер биологических, экономических, социальных систем иногда понятие большой системы связывали в большей мере с важными для таких систем понятиями эмерджентности, открытости, активности элементов, в результате чего такая система обладает как бы "свободой воли", нестабильным и непредсказуемым поведением и другими характеристиками развивающихся, самоорганизующихся систем.

Б. С. Флейшман за основу классификации принимает сложность поведения системы .

В то же время есть и иные точки зрения: поскольку это разные слова в естественном языке, то и использовать их нужно как разные понятия.

Существуют и более убедительные обоснования различия понятий "большая система" и "сложная система".

В частности, Ю. И. Черняк предлагает называть большой системой "такую, которую невозможно исследовать иначе, как по подсистемам", а сложной "такую систему, которая строится для решения многоцелевой, многоаспектной задачи" .

Поясняя эти понятия на примерах, Ю. И. Черняк подчеркивает, что в случае большой системы объект может быть описан как бы на одном языке, т.е. с помощью единого метода моделирования, хотя и по частям, подсистемам (рис. 3.16, а). А сложная система отражает объект "с разных сторон в нескольких моделях, каждая из которых имеет свой язык", а для согласования этих моделей нужен особый метаязык (рис. 3.16, б).

Рис. 3.16.

Понятия большой и сложной системы Черняк связывает с понятием "наблюдателя": для изучения большой системы необходим один "наблюдатель" (имеется в виду не число людей, принимающих участие в исследовании или проектировании системы, а относительная однородность их квалификации: например, инженер или экономист), а для понимания сложной системы – нужно несколько "наблюдателей", принципиально разной квалификации (например, инженер-машиностроитель, программист, специалист по вычислительной технике, экономист, а, возможно, и юрист, психолог и т.п.).

При этом подчеркивается наличие у сложной системы "сложной, составной цели" или даже "разных целей" и "одновременно многих структур у одной системы (например, технологической, административной, коммуникационной, функциональной и т.д.)". В последующем Черняк уточняет эти определения. В частности, при определении большой системы он вводит понятие "априорно выделенных подсистем", а при определении сложной – понятие "несравнимые аспекты характеристики объекта" и включает в определение необходимость использования нескольких "языков" и разных моделей.

Одна из наиболее полных и интересных классификаций по уровням сложности предложена К. Боулдингом . Выделенные в ней уровни приведены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Классификация систем по К. Боулдингу

Тип системы

Уровень сложности

Концепции, модели

Живые системы

Трансцендентные системы или системы, лежащие в настоящий момент вне нашего познания

Интегральные концепции

Социальные системы

Социальные организации

Социологические концепции

Интегральные концепции

Системы, характеризующиеся самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением

Физиологические, психологические концепции

Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие самосознанием

Животные

Биологические концепции и модели

Живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию

Растения

Химические и биологические концепции и модели

Открытые системы с самосохраняемой структурой (первая ступень, на которой возможно разделение на живое и неживое)

Гомеостат, клетки

Неживые системы

Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи

Термостат

Простые динамические структуры с заданным законом поведения

Часовой механизм

Статические структуры (остовы)

Кристаллы

Физико-математические концепции и модели

В классификации К. Боулдинга каждый последующий класс включает в себя предыдущий, характеризуется большим проявлением свойств открытости и стохастичности поведения, более ярко выраженными проявлениями закономерностей иерархичности и историчности (см. параграф 1.5), хотя это не всегда отмечается, а также более сложными "механизмами" функционирования и развития.

Оценивая классификации систем с точки зрения их использования при выборе методов их моделирования, следует отметить, что такие различия (вплоть до выбора математических методов) имеются в них только для классов относительно низкой сложности (в классификации К. Боулдинга, например, – для уровня неживых систем), для которых могут применяться модели, основанные на фундаментальных принципах теории автоматического управления программное управление, управление по отклонениям (модель обратной связи), модель, сочетающая принцип управления по отклонениям и компенсационного управления (или управления с упреждением) путем включения в модель блока компенсации, измеряющего помехи и вырабатывающего рекомендации по корректировке закона управления.

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Теория систем и системный анализ»

«Классификация систем»

Выполнил:

Студент III курса 320 гр.

Специальности ПОВТ и АС

Санду Р.А.

Проверил:

Преподаватель

Павлинов И.А.

Рыбница, 2012
Содержание

Введение................................................................................................................................... 3

1.Открытые и закрытые системы............................................................................................ 4

2. Целенаправленные и целеустремленные системы............................................................ 7

3. классификация систем по сложности............................................................................ 10

4.Классификация систем по степени организованности.................................................. 14

Заключение............................................................................................................................ 17

ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................................................. 18


Введение

Слово «организация» происходит от латинского organize - де­лать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматрива­ется как процесс и как явление. Как процесс она представляет собой совокупность действий, ведущих к образованию и совер­шенствованию взаимосвязей между частями целого, например, процесс создания работоспособного коллектива.

В основе теории организации лежит теория систем. Система - это целое, созданное из частей и элементов для целенаправлен­ной деятельности. Иногда систему определяют как совокупность взаимосвязанных действующих элементов. Признаками системы яв­ляются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, отно­сительная самостоятельность и наличие управления этими эле­ментами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Рассмотрим классификации систем по различным аспектам.


Открытые и закрытые системы

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы - знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающийся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.

Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.

Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится в последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.

Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимозависимых подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ в управлении оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Каждая школа стремилась сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации. Бихевиористская школа в основном занималась социальной подсистемой. Школы научного управления и науки управления главным образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не могли правильно определить все основные компоненты организации. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию. Более поздние исследования показывают, что это очень важный аспект работы организации. Сейчас широко распространена точка зрения, что внешние силы могут быть основными детерминантами успеха организации, которые предопределяют - какое из средств арсенала управления может оказаться подходящим и, вероятнее всего, успешным.

Рис. 2 представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.


Рис. 2. Организация – открытая система.

Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школой на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, мне кажется, будет расти в будущем. По словам профессоров Розенцвейга и Каста, теория систем обеспечила дисциплину управления основой для интеграции концепций, разработанных и предложенных более ранними школами. Многие из этих более ранних идей, несмотря на то, что они не могут рассматриваться как полностью правильные, имеют большую ценность. На системной основе вероятно можно будет синтезировать новые знания и теории, которые будут разрабатываться и появляться в будущем.

Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой. Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Большое значение в управлении сложными системами приобретает гомеостат, механизм саморегулирования и самообразования системы, позволяющий ей противостоять возмущению извне или перестраиваться в целях самосохранения. В связи с чем управление должно опираться на естественные процессы саморегулирования социума.

Гомеостат – модель живого организма, имитирующая его способность поддерживать некоторые величины в физиологически допустимых пределах, т.е. приспосабливаться к условиями окружающей среды.

Целенаправленные и целеустремленные системы.

Целенаправленные системы - это системы, способные к выбору своего поведения в зависимости от внутренне присущей цели.
В целенаправленных системах цель формируется внутри системы.
Пример. Система "самолет-пилоты" способна поставить себе цель и отклониться от маршрута.
Элемент целенаправленности всегда присутствует в системе, включающей в себя людей (или еще шире живые существа). Вопрос чаще всего состоит в степени влияния этой целенаправленности на функционирование объекта. Если мы имеем дело с ручным производством, то влияние так называемого человеческого фактора очень большое. Отдельный человек, группа людей или весь коллектив способны поставить цель своей деятельности, отличную от цели компании.
Активные системы, к которым, в первую очередь, относятся организационные, социальные и экономические, в зарубежной литературе называются «мягкими» системами. Они способны сознательно предоставлять недостоверную информацию и сознательно не выполнять планы, задания, если им это выгодно. Важным свойством таких систем является дальновидность, обеспечивающая способность системы прогнозировать будущие последствия принимаемых решений. Это, в частности, затрудняет применение обратной связи для управления системой.
Кроме того, иногда на практике системы условно делят на системы, стремящиеся к цели - целеориентированные, и на системы, которые ориентированы, в первую очередь, не на цели, а на определенные ценностно - ориентированные.

Любая организация является целенаправленной системой деятельности. Все формы организаций появляются и развиваются как своеобразные отклики на разнообразные задачи, которые ставит перед собой человек или группа людей в ходе их целенаправленной деятельности. К процессу создания и функционирования организаций может быть применен инженерный (инжиниринговый) подход, позволяющий конструировать эффективные организационные системы.

… назначение цели и выбор средств ее достижения составляют смысл

изучения систем. Существование теории систем оправдано

возможностью ее помощью достигать желаемого

состояния системы.

Организация возникает в том случае, когда между некоторыми исходными объектами (в частности, людьми и/или группами людей) возникают закономерные, устойчивые на определенном отрезке времени отношения, актуализирующие или ограничивающие какие-то свойства создаваемой или трансформируемой системы.

Создание и функционирование организаций представляют собой варианты целенаправленной системы деятельности, а сами организации (предприятия, компании, концерны, общины, клубы и др.) фактически выступают инструментами достижения поставленных целей. При этом конкретный набор декларируемых целей может варьироваться в очень широких пределах - от извлечения материальной выгоды до разрешения политических, социальных, морально-этических или каких-либо иных противоречий. Таким образом, все формы организаций появляются и развиваются как своеобразные отклики на множества задач, которые ставит перед собой человек или группа людей в ходе их целенаправленной деятельности.

Среди систем, создаваемых людьми, можно выделить особую категорию так называемых целеустремленных систем - это такие системы, которые содержат в себе в качестве своих компонентов людей. С точки зрения анализа целей такие системы представляют собой особо сложные объекты.

Рассмотрим в качестве иллюстрации эволюцию взглядов западного общества на предприятие.

До Первой мировой войны любое предприятие рассматривалось только в одном ключе - как механизм, обеспечивающий прибыль своему хозяину. Как и любой другой механизм, он строился по произволу: предполагалось, что не существует каких-то закономерностей функционирования и развития предприятия. В силу этого и отношение к работникам предприятия было как к частям механизма без учета их потребностей, интересов, желаний, возможностей, закономерностей их собственного, человеческого существования.

После Первой мировой войны многие социальные, политические, экономические процессы, происходившие в западном обществе, заставили новыми глазами взглянуть на предприятие. Пришло осознание того, что оно представляет собой скорее организм, нежели механизм, т. е. такой объект, такую систему, которая обладает собственными законами развития. Такими, например, как рост, выживание, наличие взаимодополняющих органов, необходимость интеллектуального руководящего органа. Это был период, когда интенсивно рос и развивался управленческий слой на предприятиях - менеджмент.

И, наконец, процессы ряда последних десятилетий, особенно после Второй мировой войны, привели западный мир к представлениям о предприятии как организации в широком социальном смысле этого слова, т. е. добровольном объединении собственников и работников, являющихся носителями индивидуальных целей. Поэтому цель современного предприятия не может быть сведена, как выше уже отмечалось, к получению максимальной прибыли.

Цель современного предприятия представляет собой сумму целей всех его работников, собственников, потребителей и, строго говоря, всех остальных субъектов общества, как-то связанных с ним. Чтобы отличать цели человекосодержащих систем от любых иных следует все системы разделить на два класса - механические и органические системы.

Читайте также: